Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дельфин-убийца

Найо Марш

  • Аватар пользователя
    Ferzik10 февраля 2021 г.

    Найо Марш - "Смерть в театре "Дельфин"".

    Перепутал я: подумал, что роман был выпущен в период Золотого века: мол, смерть в театре, Марш как раз что-то такое тогда писала... Ну а когда увидел дату "1967" в книге, читать уже начал, и откладывать не стал.

    Позднее творчество у всех, даже классиков, проигрывает раннему и среднему. На Найо Марш это тоже отразилось в полной мере. Раньше она заканчивала финальные главы раскрытием личности убийцы. Прием старый, но всегда эффектный: хлестни на самом интересном месте - как Карр, как Квин, как та же Марш, только прежняя, - и затмишь перед читателем все прошлые огрехи. Впечатление "вот это да!" всегда от детективов очень сильное. А тут, в "Дельфине", Марш решила исполнить что-то в духе концовки "В 4:50 из Паддингтона" Агаты Кристи, в результате чего убийцу можно было угадать до того, как его имя произнесет сыщик.

    А сюжет, кстати, в стиле Марш: поначалу, когда нас знакомят с героями, всё понятно и определенно увлекательно. Но сразу после убийства и появления на сцене Родерика Аллейна (уже суперинтенданта полиции) начинается сумбур. Кто где стоял? Кто куда зашел и откуда вернулся? Кто кого где видел? Может, поначалу и хочется попытаться разобраться, но потом однозначно возникает стойкое желание махнуть рукой. Подобные вещи надо очень качественно, с вниманием к деталям, переводить, а этим редко кто занимается: мол, детектив, бульварщина, что с нее взять...

    И если говорить об изложении, отмечу, что не сильно порадовали различные пережитки пост-Золотого века: тут вам и тема секса в неявной форме преподносится (всякие намеки, не более, но от классиков и их не хочется видеть), и всякие "вроде, он не гомик" (это цитата, но их по тексту несколько штук, и все не к месту, ибо на ориентации персонажей никакого внимания никто не заостряет, а значит, от любых мотивов с ней связанных, можно без потерь избавиться). Ну и переводчик подбавляет всяких современных выражений из разряда "вы повелись", "получить по сусалам", которые не то что в 60-е, а даже в 90-е, если не 00-е вряд ли произносили. А даже если и было такое, то из уст героев Марш - той самой Марш, которая начинала писать детективы еще в середине 30-х ничего похожего не ждешь по умолчанию.

    10
    243