Рецензия на книгу
Река
Татьяна Толстая
Tayafenix30 августа 2012 г.Сборникам рассказов всегда сложно ставить какую-то общую оценку, подводить под единый знаменатель, а в данном случае все еще сложнее, потому что это только так написано, что Река - это сборник рассказов, тогда как на самом деле - это сборная солянка из рассказов, эссе, статей и просто мыслей вслух. И, хотя они разделены на четыре раздела, содержащие близкие по тематике произведения, единого ощущения от сборника не складывается, но может быть в этом и состоит его интерес - обрывки идей, мыслей. Сначала читаешь о чем-то одном и вот уже водоворот мыслей уносит тебя совсем в другое пространство. Наверное, поэтому-то этот сборник и получил название "Река", ведь в нем бурлит река жизни такая разная и непостоянная.
Мне безумно понравилась первая часть. Заметки о жизни, какие-то бытовые зарисовки. Именно эту часть и можно было бы назвать по хорошему сборником рассказов. Мне безумно нравилась мысль Толстой и те интересные моментики, которые она подмечает в жизни. Например, рассказ "Кино" о соотношении кино с театром или же "Золото", повествующий об извечном преклонении перед этим металлом, а особенно - "Пустой день" про первое января. Такое близкое и понятное все, которое в изложении Толстой играет другими, новыми красками. Как, например, "Битва креветки с рябчиком". И действительно, куда ушли традиционные русские блюда, замененные теперь псевдояпонскими?
Второй же раздел вызвал полное недоумение. Если рассказ "Как мы были французами" меня еще позабавил - действительно, Франция многим нашим поколениям были ближе России, то, например, рассказ "Нехоженая Греция", построенный в виде интервью мне показался абсолютно лишним и бесполезным. Какие-то туристические зарисовки, как в путеводителе - туда не ходи, сюда ходи, а еще можно было бы съездить туда... Как-то не ожидала я в сборнике рассказов наткнуться на путеводитель по Греции. Понадобится - специально куплю и почитаю. Не к месту. Совсем.
В третьем разделе меня преследовали смешанные эмоции. Рассказы "Сирень" или "Нянечка" не вызвали ну никакого отклика. Где и как растет сирень, как ее любили не любили, сажали. Зевота. А вот рассказ "Квадрат" об искусстве и о том самом Малевиче меня ну очень заинтересовал позицией автора, какими-то новыми сведениями и размышлениями. Также и статья "Русский мир". Всегда любопытно как видятся русские глазами разных людей. И взгляд Толстой в данном случае очень интересен, в чем-то даже необычен, по крайней мере выражен непривычными словами и образами.
Также и четвертый раздел, посвященный снам и загадкам. Первый же рассказ "Зверотур" я буду вспоминать с большой симпатией. Меня всегда интересовали сны свои и других людей, я также когда-то пыталась их записывать и запоминать, потому что мне настолько близка оказалась эта тема. А вот эссе "Любовь и море" опять же мне показалось лишним. Оно представляет собой литературный анализ рассказа Чехова "Дама с собачкой". Я в недоумении, как и с какой целью он оказался в этой книге.
В общем, мне кажется, что даже сборники должны быть более однородными по своему содержанию, более близкими. В этом же случае - не знаешь, на что наткнешься в следующий момент. Хотя по отдельности некоторые рассказы мне представляются очень интересными и стоящими, мне мешали неожиданно выплывающие вставки в других жанрах. Уж пишешь про искусство - пиши про искусство, пишешь путеводитель - не останавливайся на одном рассказе. А в остальном - это оказался любопытный опыт литературной солянки и первое знакомство с творчеством Толстой. Думаю, не последнее.
23125