Рецензия на книгу
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
Альбер Камю
Аноним30 августа 2012 г.Принц и Ницше
мне легальное небо - подачка, но дело не в том
я просто люблю беспорядки, и все что потом
(Сантим)
Праведники. Драматургическая задумка на тему революции и человечности; в качестве образца непослушания взяты русские революционеры, замыслившие подбросить огонька под царскую карету; на пути к успеху у камрадов внезапно встал гуманизм. А это штука коварная - руки дрожат, прицел сбивается, насморк, слезоотделение, драма, одним словом.
Человек бунтующий. Центральная тема, философский труд: с помощью осколков, оставшихся после идей Ницше, Бакунина, и иже с ними, Камю решил переосмыслить события 19 - 20 веков; учитывая, что французу пришлось понаблюдать на Второй Мировой, его сочинение выглядит рефлексиями на фоне бойни. Казалось бы, ситуация должна заставить Камю быть жестче и бескомпромиснее. Случилось, однако, другое - философ взял довольно хлипкую оборону, отмечая бунт и сохраняя моральность; провозглашая культ Прометея и Сизифа, уничижая революционеров, скатившихся в тоталитаризм и якобинский террор. Человек бунтующий - это подспудный поиск идеальной революционной ситуации, где грохнут залпом три хлопушки, человек взбунтуется и объявит вотум недоверия власти, при этом обойдясь без насилия.
порой Камю не хватает реальности происходящего - в анализе бунтарской литературы он и вовсе пускается в пафос. Позже, в письмах различным журналам по вопросам критики, он будет давать отповедь авторам, посягающим на реальность описанного им, но сомнения по проскальзывающей порой высокопарности и предмету и объекту исследуемого вопроса заставляют задуматься - а там ли философ ищет причины явлений?
Камю, как гуманист, оправдывает бунтарство, но сразу отмечает элитарность бунтовщика, проводя ревизию античной философии Аристотеля:
"Между рабом и господином и впрямь нет ничего общего ; с подневольным существом невозможно ни говорить, ни общаться. Вместо того естественного и свободного диалога, посредством которого мы признаем наше сходство и освящаем нашу судьбу, рабство навязывает людям чудовищную немоту"
(рожденный ползать летать не может)
Не обошлось и без коварных опечаток - так, письма к Ги Дюмору (почти Ги Дебору) датируется 3 января и 22 марта 1994 года, почти через 34 года после гибели французского философа в автокатастрофе. Опечатку могли допустить в одном письме, но зачем же при публикации двух? Надеясь найти объяснение досадной ошибке в комментариях, я обшарил ее полностью, но ничего оправдывающего сеанс литературного спиритизма я так и не нашел. Сдается мне, что дело в безграмотности издателей, на момент выпуска книги даже не подозревающих, что Камю умер совсем не четыре года назад.
Письма показались более живыми и интересными, возможно потому, что Камю не скрывал там своих эмоций по отношению к огульным критикам, и вообще, несогласным с его генеральной линией. Последнее письмо (Романтизм и Бунт) вообще удивляет обширностью, ибо в нем противники вошли в мертвый клинч (Камю как автор, а критик - поцитатно).
Замыкает процессию произведений сборник полуочерков - полурассказов Камю (в основном об Алжире), чье качество несравненно лучше предыдущих редакций, а также повесть
Падение
о скатившемся на самое дно адвокате, в один прекрасный день задумавшимся о людях вокруг себя и своем лицемерии по отношению к людям: замкнутый круг, но жертвой вышел адвокатишка, ставший спившимся юрисконсультом всякой рвани в амстердамском баре. Камю в части рассуждений за жизнь неподражаем, что не скажешь о попытке мудрых изысканий на философском поприще.
"я и вправду не философ и умею говорить только о том, что пережил".626