Рецензия на книгу
Азазель
Борис Акунин
Аноним8 февраля 2021 г.Тот самый случай, когда цель - не оправдывает средства
Читая данный роман (к слову, прочла я его за один лишь сеанс: настолько захватывающим было то, что там происходит), я невольно находила аллюзии к классической литературе, а потом и вовсе прочла критическую статью Данилкина, где он высказывает своё мнение в таком ключе:
Авантюрный герой Фандорин, существующий внутри известных нам текстов, воспринимает их совершенно по-иному. То, что для нас,читателей, воспитанных на классичесих текстах, -драматургический прием, для него - улика (звук лопнувшей струны или сорвавшейся бадьи в чеховской пьесе наверняка не случаен- чудит не автор и не звукорежиссер, а крадется преступник). Для нас - психологическая деталь (кресла Собакевича и диван Манилова), для него - вещественные доказательства. Для нас -пейзаж,соответствующий настроению персонажей, для него - место преступления. Для нас- объемный характер, для него - объект, принадлежащий к какому-либо психотипу и поэтому требующий особой методики дознания. Фандорин прочитывает литературу с помощью авантюрного кода - обнаруживается много любопытного. Особые поручения Фандорина - это как бы расследование литературных преступлений: можно легко представить себе, как он распутывает аферу с мертвыми душами, дело студента Раскольникова и обстоятельства гибели г-жи Карениной. Забавный способ обхождения с литературой.
Для меня же в данном романе было очень много аллюзий к почитаемому Достоевскому, потому что Раскольников действовал по такой же схеме, как и госпожа Эстер. К обоим персонажам можно применить теорию, заложенную в романе "Преступление и наказание". Я бы сказала, что два этих персонажа прототипны и смежны в моих глазах.
Так что, одна из проблем, заложенных в произведение - идеологическая бредовость людей во имя "блага" - как и в "Настеньке Сорокина", прочитанной мною не так давно.
Вторая ключевая идея (проблема), которую выделила я - это то, что прогресс - не всегда положительная сила. Здесь можно ссылаться к таким авторам, как Пелевин, да хоть к Брэдбери, где прогресс стал настоящей катастрофой. Из интервью автора можно понять, что он - убежденный либерал, прогрессисит и верит в разум. Он уверен в том, что каждый оный талантлив и одарен. Именно поэтому он воплощает некий экстернат в своём романе.
Третья проблематика, выделенная мною - невозможность в построении личного счастья у человека, имеющего некий "высший" долг и важную миссию. Таких героев можно сравнить с некими сверхлюдьми: они непобедимы, живучи и необычно умны. Они как будто бы предназначены для более благих целей, чем собственная счастливая жизнь. Именно поэтому, я считаю, невеста Фандорина трагически погибает.
Итог: детектив очень необычен по своей структуре: изящно написан и имеет "большие" аллюзии к классике. Мне очень понравилось, и я, скорее всего, не остановлюсь на первом романе из этого цикла.Содержит спойлеры16509