Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь способ употребления

Жорж Перек

  • Аватар пользователя
    Аноним7 февраля 2021 г.

    Помните кукольные домики, у которых снималась передняя стена и можно было видеть все комнаты на всех этажах разом? В детстве я просто обожала эту концепцию - я строила такие для своих кукол, разглядывала картинки в книжках, рисовала сама. Потом я выросла и узнала про Перека. И это была любовь.

    Жорж Перек строит роман на основе распила многоквартирного дома №11 по улице Симон-Кюбелье в Париже. В доме 9 этажей (7 основных, 2 для прислуги плюс подвал), 100 помещений, в каждом из которых что-то хранится, кто-то есть, что-то происходит. Перек методично описывает стулья, тумбы, зеркала, напольные покрытия, цвета стен, фактуры стен, картины, сувенирные мелочи.Он рассказывает нам о подготовке приема у Альтамонов, о сборе подружек у Беатрис, об ужинающих Реоли, о Женевьеве Фульро в ванной. Время в этом доме остановилось, чтобы мы могли прогуляться по комнатам, заглянуть в ящики, узнать истории: нынешних жильцов, бывших жильцов, родственников, друзей.

    Но несмотря на хаотичный с первого взгляда рассказ у романа есть главные герои. Во-первых, это, конечно, художник Бартлбут. Его история - главная сюжетная линия. Он богат и, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, он решается воплотить один слегка буддийский проект длиной в 50 лет.

    Первые 10 лет он учится рисовать. Следующие 20 - путешествует по миру и рисует 50 акварелей с пейзажами побережий в разных уголках мира. Он отправляет их мастеру в Париже, который вручную делает из них пазлы. Последние 20 лет, вернувшись в Париж, Бартлбут эти пазлы собирает. Другой мастер их склеивает и отделяет акварель, которая потом отвозится в то место, где она была сделана, и растворяется, чтобы оставить после себя только чистый лист.

    Этот проект привел меня просто в восторг. Бессмысленно и гениально. По ходу повествования все больше и больше героев втягиваются в этот проект. И, признаюсь, я думала, что рано или поздно все жильцы окажутся соучастниками. Но Перек, конечно, перехитрил меня.

    Второй чуть менее очевидный, но на мой взгляд более важный, главный герой - это Вален. Я думаю, именно он является рассказчиком. Его линия наполняет роман смыслом. Он - самый старый житель дома. Он знает почти всех, все их истории. А кого не знает, про тех нам толком и не рассказывают. Роман - это способ законсервировать дом со всеми его жителями до того, как он станет жертвой неумолимой джентрификации. Запомнить, записать, зарисовать, зафиксировать. Потому что однажды весь дом исчезнет, обратится в тонны строительного мусора и пыли. Из праха мы созданы, в прах и обратимся.


    [...] - сама идея представить этот развороченный дом, обнажая трещины прошлого и развал настоящего, это беспорядочное скопление грандиозных и жалких, фривольных и трогательных историй ассоциировалась у него с гротескным мавзолеем, воздвигнутым в память о статистах, застывших в финальных позах, одинаково незначительных как в своей торжественности, так и в своей заурядности, как если бы художник хотел одновременно предупредить и задержать то медленные, то быстрые наступления смерти, которая как будто задумала этаж за этажом завоевать всех жильцов: [...]

    И каждый герой - главный герой своей собственной истории. Сотни способов употребления одной единственной жизни: какие-то амбициозные и бессмысленные, какие-то целеустремленные и методичные, какие-то сумбурные и наивные.

    Перек создал прекрасную книжку-игрушку, которую можно перечитывать десятки раз, открывая для себя все новые дверцы, находя новые отсылки, загадки, ошибки, рисуя все новые схемы. Но также он написал глубокий и грустный роман о времени и утекающей жизни. Дочитав, я вся была покрыта мурашками, а в глазах стояли слезы. Это было прекрасно.

    12
    1,1K