Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    heart_of_summer6 февраля 2021 г.


    Бедность, сплоченность, борьба, отчаяние. Для данной книги я могла бы подобрать тысячи ассоциаций (причем до жути противоречивых друг другу), однако эти, думаю, одни из самых запоминающихся.
    ㅤПроизведение «Гроздья гнева» не стало первым из прочтенного у Стейнбека, чему я только рада, так как бралась за книгу, приблизительно зная, что меня будет ждать. Вообще, не могу сказать, что я гуру в области стейнбековской прозы, поэтому "приблизительно" — ключевое слово. Но замысел понятен и без этого, а эмоции, вложенные в написание романа, вполне себе можно представить.

    Великая депрессия. Большая часть населения остается без постоянной работы. И тут можно сразу вернуться к ассоциациям, которые приходят в голову, стоит сказать два слова: гроздья и гнев. В общем, да, мне хочется утверждать, что «Гроздья гнева» — произведение, довольно четко отражающее экономическую (и не только!) ситуацию в США в те времена. Только если после прочтения отпустить все авторские сильные эмоции, вызванные этими событиями, ибо ими пропитана вся книга. Злость, сострадание, чувство несправедливости — они, я бы сказала, довольно радикальные, и начистоту проникаться этим не стоит. Теряется объективный взгляд на происходящее, все становится сугубо однобоким.

    Джон Стейнбек погружает читателя в США тридцатых годов, когда экономический кризис все еще (сильно) дает о себе знать, и многие люди оказываются в не очень приятной ситуации. Теперь акцентируем внимание на фермеров-арендаторов Юга, которые живут в основном за счет своих земель, и в какой-то момент вмиг лишаются всего. Наивность и неосведомленность заставляют их отправиться в Калифорнию с самыми светлыми планами на будущее, хотя ориентиром служат лишь листовки с обещаниями о хорошей работе и большом количестве свободных вакансий. Начинается долгий путь кочевничества со множеством лишений и крушением надежд.

    На протяжении всей книги обычное повествование, в центре которого стоит семья Джоудов, чередуется с авторскими интерлюдиями, где Стейнбек в описании чего-либо делает акцент на самые незначительные, но отлично рисующие обстановку детали, где события обретают масштабность, а автор заставляет читателя посмотреть на происходящее под его углом, осуждающим и близким к гневу.
    ㅤЭти лирические отступления сразу привлекли мое внимание. В них нет ничего особенного, но мне очень понравилось, как Стейнбек решил показать свое отношение к данной ситуации. Возможно, такая прямая, решительная, скажем, агитация мне не очень симпатизирует, потому что автор буквально настраивает читателя против жутких капиталистов, не давая ему оценить происходящее и самому решить как к кому относиться, но не мне судить Стейнбека. Если у него была цель донести до людей, что нужно перестать расходовать условные апельсины из-за понижения цены на рынке, параллельно выдавливая из читателя жалость к беднякам, то почему бы и нет? Кому-то, может, это и бросится в глаза, вызывая исключительно раздражение, но мне это не показалось топорным настолько, чтобы каждый раз на этом акцентировать свое внимание.

    Дух сплочения людей заслуживает отдельного упоминания. Стейнбек прекрасно расписал переживания как фокальной семьи, так и тех, кто встречался на их пути. Каждый персонаж стал индивидуальностью. Под конец мне и вовсе казалось, что Джоудов я знаю тысячу лет. Все сложные ситуации показывают в них что-то новое, ломают или делают сильнее. Благодаря этому, читатель становится, можно сказать, частью семьи, что делает систему образов одним из главных плюсов «Гроздьев гнева».

    После прочтения утвердила для себя мастерство Стейнбека. Правда, «Гроздья гнева» — потрясающее произведение. Ближе к концу даже думала поставить 5/5, однако, стоило немного переварить прочитанное, решила снизить 0.5 балла ввиду отсутствия логического завершения. По факту, последние страниц сто можно было бы урезать, получив примерно то же самое. К кормлению грудью голодного не имею никаких претензий, но чувство, что Стейнбек посреди истории просто так поставил жирную точку, не исчезает. Вопросы "А что дальше?" и "Ради чего большинство пути проделано?" крутятся в голове до сих пор, и это, лично для меня, существенный минус.
    ㅤВ остальном — невероятно сильный роман. Восхищаюсь умением Стейнбека в шестистах страницах крайне четко отразить происходящее тридцатых годов, даже несмотря на некоторые всплывающие претензии по ходу (и после!) чтения. На «Гроздья гнева» однозначно стоит обратить внимание, это было нечто особенное, точно.

    65
    3,4K