Рецензия на книгу
Собрание сочинений в шести томах. Том 5. На восток от Эдема
Джон Стейнбек
ElenaKapitokhina5 февраля 2021 г."Но ты можешь..."
Если не говорить о первых двух-трёх пробах пера Стейнбека, то это во всех отношениях идеальный автор: каждый его сюжет своеобразен, пробирает до глубины души, да и о вещах Стейнбек пишет тех, которые хорошо знает.
Однако этот роман на протяжении всей первой трети вводил меня в ступор, ибо только я начинал постигать обстановку какой-либо описываемой семьи, как повествование прерывалось, и шло дальше совсем о другом. И так – через каждые 40-50 страниц. Только войдёшь во вкус, только начнёшь постигать проблемы и сопереживать героям, как здрасте, приехали. В то время как всё, что я до сих пор у Стейнбека читал, было цельнолитое, от начала и до конца, когда с первой до последней страницы тебя утягивало в книгу и не выпускало, без каких-либо пауз, перерывов, композиционных нестыковок. Да, здесь явно было что-то неладно с композицией в начале.
Но за те темы, проблемы, которые поднимает Стейнбек, а также их решения, я готов простить и гораздо более серьёзные композиционные нелады, чем те, что встретились в этой книге! Я читал его несколько месяцев, потому что не было времени читать бумажное, и когда дочитывал, слушал параллельно «Приговор» Отохико – так вот, выдержками из Стейнбека вполне можно ответить на все вопросы, которые поднимает Отохико. Стейнбек решает всё с максимальной гуманистичностью и с близким мне рационализмом. Сколько смысла заключено в словах мудрого китайца в самом конце: это твой сын, пославший на смерть другого твоего сына, потому что ты любил его мало, и этот твой сын, единственный теперь сын, будет страдать всю жизнь, и считать себя причиной смерти брата, если ты, умирающий, не признаешь сейчас себя первопричиной раздора и не снимешь с него хотя бы часть вины… Сколько мудрости в решении девушки, любившей и разлюбившей одного брата, открыться в своих чувствах другому, наперекор возможным пересудам, сбросить с себя груз этой придуманной, детской любви… Наверно не просто так Стейнбек считал это произведение своим итоговым, и вложил в него всё, к чему успел прийти за жизнь. Все его персонажи в той или иной степени совершают ошибки, и все они, в течение всей жизни, учатся эти ошибки принимать и прощать. Некоторые – не могут принять, деля жизнь на чёрное и белое, как Арон, ушедший в мясорубку войны, некоторые – не могут простить, как Том, прикончивший себя. У последних, в отличие от первых, есть выбор, но нет никого, кто разделил бы с ними их грехи, сказав бы, как Ли, что грешны все, и вместо самоистязаний и самоубийств нужно думать о том, как сделать дальнейшую жизнь лучше, терпимее, добрее для всех. Иисус принял на себя грехи всего человечества, а великий гуманист Стейнбек видит выход в другом, в разделении вины на всё человечество. У человека всегда есть выбор между осуждением и осознаванием происхождения вины и её разделения с отданным на заклание. Выбору посвящено рассуждение о двух переводах Библии и словом «тимшел» в оригинале. Есть разница между предсказанием «и будешь властвовать над грехом», приказом «властвуй» и предоставлением человеку выбора «но ты можешь властвовать». Китайские мудрецы докапываются до истины, до возможности выбора, дарованной человеку.
В разделении вины есть и рациональное зерно: чем больше знаменатель, тем меньше (и легче) дробь при равной ноше (числителе). Но, боже мой, как трудно привести разных людей к этой мысли!..
И всё же мне хочется верить, что у него получилось.
161,3K