Рецензия на книгу
Мир тесен
Дэвид Лодж
Аноним27 августа 2012 г.У фактуры академического романа легко узнаваемое, практически нутряное качество - текст выглядит репортажем из научного чрева, откуда писатель вместо себя выталкивает сводки для посвященных: глубинная интимность отчетов переложена шутками и гэгами для своих же - и прилепившийся к пульсирующей учености, и отлепившийся от нее в свое время прилежно помнит, что стоя под балконом Джульетты можно и схлопотать зад Алисон в лицо.
"Тесен мир" Дэвида Лоджа - с подзаголовком "Академический любовный роман" - представляет собой смешение всей отчетливой актуальности начала восьмидесятых: большого мира, наспех заштрихованного перелетным пунктиром, когда ученый нарратолог отправляется из точки А в точку С, чтобы, сделав передышку в точке В, на мгновение стать деконструктивистом, социомарксистом или даже маолигнвистом. Научный мир восьмидесятых - не наших восьмидесятых, конечно, а восхитительно чужих и инаковых восьмидесятых - мир, разлинованный конференциями и аэропортными стойками, где и Шекспир и Барт тянутся за своими исследователями как чемоданчики на колесах, подпрыгивая цитациями на выбоинах стамбульских дорог и повисая идеями в шкафу иерусалимского хилтона.
Продолжение "Академического обмена", расположенное по времени куда ближе к чистому и распухающему на глазах торжеству постмодернизма, великолепно слеплено из множества предыдущих опытов, множества отчетов предыдущих чревовещателей - от теории любовного романа, настоящего любовного романа, парцифалеобразного и детруаизированного, до "Кентерберийских рассказов" Чосера - и закольцовано в самое английское колечко исходных текстов, артуровский цикл.
Здесь профессора, потрепанные долгим изучением второразрядных классиков, тихонько укладывают вещи, мечтая об адюльтере и другой реальности за пределами монографий и десяти лет супружеской жизни. Конференция - то там, то тут, но главное - не здесь, - становятся для них чем-то вроде кентерберийского паломничества, можно, пожалуй, отыграть епитимью в виде доклада, но дорога, попутчики и приключения стоят того.
Здесь юный рыцарь в образе начинающего препода из города Лимерика, старательно цепляясь за свою выпестованную ирландскую девственность как за щит - описывает круги вокруг земного шара в поисках одной-единственной дамы.
Здесь с десяток академиков, потрясая идеями и теориями критического анализа лупят друг друга по репутациям в надежде обойти всех на пути к научному аналогу Грааля - кафедре ЛитКрита при ЮНЕСКО. Здесь всюду образы и цитаты, Эллиот перемежается Шекспиром, Лозанна - Веной, научный марксизм - роскошью, а сюжет - приключениями, которые оканчиваются в Лимерике, чтобы начаться вновь - скажем, в Гонолулу. Мир оказывается убедительно тесен, когда его соединяют слова, мысли и книги, потому что в какой-то степени остается альма-маткой для тех, кто следует апрельским путем чосеровских паломников.
20471