Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Валькирия

Мария Семёнова

  • Аватар пользователя
    Аноним4 февраля 2021 г.

    Отличный исторический роман. И феминистский

    Эту книгу ошибочно относят к славянскому фэнтези. Основываясь на славе "Волкодава" той же Марии Семёновой. На самом деле книга написана до того, как Семенова оседлала фэнтези. Эта книга - результат её глубоких изысканий в области археологии и этнографии. При этом - великолепный литературный образец.

    А еще это женский роман, написанный женщиной о женщине. Часто вижу отзывы от читательниц, в которых они брезгливо указывают на несочетаемость физической силы и ловкости героини с ее душевной хрупкостью, неуверенностью, сильнейшем желании встретить мужчину своей мечты. И в этом проявляется, на мой взгляд, все ещё встроенный в нашу культуру пренебрежительный и недоверчивый взгляд на "бабу", "девку", присвоенный женщинами относительно себе подобных. Для этого есть другое название - внутренняя мизогиния. Я не осуждаю ни одну женщину, которая невольно следует этому клише, потому что сама там была и понимаю, из чего сделаны такие суждения. Смотреть на вещи чуть шире и свободнее научатся все рано или поздно, но принудить к этому презрением и осуждением невозможно.

    Итак. Сеттинг - дохристианская Русь, берега Ладоги. Глухое поселение типа хутора, живущее в большей степени охотой и собирательством, из которого героиня уходит в варяжский городок. Там вокруг небольшого форта постепенно формируется деревня более сложного социального и экономического устройства.

    Суровая и красивая природа, часть повествования происходит зимой, так что книга часто попадает во всякие зимние списки чтения и совершенно заслуженно. Ведь даже главную героиню зовут Зимой.

    Героиня. Высокая, сильная, ловкая и бесстрашная. Одинокая, непринятая, нелюбимая. Отца как защитника и опору она утратила в детстве. Мать, сама не слишком уверенно чувствует себя, возможно, из-за статуса младшей жены, в котором она оказалась после смерти мужа в семье мужнина брата. (Многоженство происходит в этом обществе из необходимости выживания рода). Как бы то ни было, мать постоянно попрекает и шпыняет дочь, выражая так свою тревожную заботу о ней. И девочка перенимает это ощущение своей неправильности, виноватости. Даже если разум ее протестует против обвинений и попреков, в глубине души откладывается, что она и не красивая, и бестолковая, вся не такая, поперечная. Но она все-таки умная и с внутренним стержнем, даже если не всегда понимает это. И она мечтает. Эта способность мечтать о большом и расставлять приоритеты становится суперсилой, ее маяком и ориентиром, воплощением ее самости, благодаря которому она порывает с инертным, слишком традиционалистским и бесчувственном, эмоционально туповатым для нее миром охотничьей деревеньки.

    Что представляют из себя мечты Зимы о Том самом.

    На первый взгляд - томные девичьи мечты о большой любви. О таком принято говорить с некотрым снисхождением и усмешкой. Но не даром это такое универсальное состояние, которое очень многим в той или иной мере знакомо. У него есть важные функции в душевной жизни девушки.

    У Зимы это не просто любовное томление зрелой девицы.

    Это мечты о сильной мужской фигуре, которую для девочки воплощает отец, а тут он героиню покинул слишком рано, то есть, она недополучила его поддержки в момент формирования личности.

    Это смелая (не только для Древней Руси, но и для нашего времени, как ни странно) интуиция и верность себе, - несмотря на давление традиций, она не идет замуж за кого выгодно и за того, кто позовет, а осознает и отстаивает свое право связать судьбу именно с тем, кого она любит и выбрала сама.

    Это еще более глубокая верность себе, потому что современный психотерапевт вам скажет - не ищи опору вовне, ищи внутри. Та мифическая фигура, которая в книге приобрела вид мужчины-возлюбленного, это внутренняя опора Зимы. Ее сила, в которую она пока не верит, не знает ее. Сила духа, сила интуиции, способность поддержать себя и утешить. Ей кажется, кто-то сделает это извне. Но пока она сама не созреет быть для себя опорой, она не может прозреть истинное лицо своего возлюбленного.

    Соответственно, она достигла единения с мужчиной своей мечты, когда сама стала достаточно сильной как личность, обрела веру в себя и внутреннюю устойчивость.

    Есть еще одна тема, вызывающая споры. Почему эта девушка хотела стать богатыршей, но мечтала о муже, чего она вообще хочет от жизни. Мечется туда-сюда. То ли кольчугу носить, то ли детей рожать... В таком духе неоднократно слышала высказывания, поэтому стало интересно ответить на них с моей точки зрения.

    Она не мечтала стать богатыршей. Мысль убивать людей ей всегда претила. Но варяжский городок был для Зимы способом выйти из тесного родительского мирка, встретить новых людей, окрепнуть, раскрыться в той области, где она превосходила других. Это была хорошая карьера, но не предел ее мечтаний, а лишь инструмент.

    Она об этом говорит с самого начала и до конца. Поэтому совершенно органично, что она могла закаляться в карьере, превозмогая гендерные стереотипы, в том числе, но одновременно и желать женской реализации: красоваться с девушками в тане, наряжаться красиво, любить, завести семью, родить ребенка.

    Почему этот роман я восприняла как феминистский по сути. Да потому что вот так выглядит феминизм. Женщина может хотеть карьеры и побеждать, быть сильной и ловкой. И совершенно спокойно потом передумать или переключиться на быт, вышивку и воспитание детей. Феминизм не про то, что баба должна стать равной мужику, накачав мышцы. А в том, что женщина может быть любой и любой ее будут уважать за ее истинные душевные качества и навыки, а не за то, насколько она оправдала или не оправдала "нормальные" ожидания.

    10
    363