Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грязными руками

Жан-Поль Сартр

  • Аватар пользователя
    Аноним3 февраля 2021 г.

    Осторожно: слова могут убить


    Я живу в декорации.

    Ничто сейчас кажется лучше, чем что-то. И белый лист в графе "рецензия", как ни странно, тоже выглядит более соблазнительным без этих чёрных завитушек. Зачем я тогда пишу? Не знаю. Чтобы что-то. Или, скорее, чтобы ничего. Не знаю, зачем, как не знал Уго, зачем он убил. У этой пьесы, как по мне, есть два уровня прочтения. Первый - это такая пьеса-детектив. Где главная интрига - это ответ на вопрос: а почему, собственно, убил? Было ли то убийство из ревности или из политических соображений? И второй уровень - это убийство самой идеи. Той самой, которая может объединять в себе разные мнения и возможность их сосуществования. Второй уровень прочтения весьма притянут за уши и существует лишь потому, что я так захотела, мне эта мысль понравилась.

    Я люблю Сартра. Очень. Жан-Поль, слышите? Вы умеете дарить такие эмоции, какие никто больше дарить не умеет. С Вами можно смеяться от отчаяния и плакать внутри одновременно. Спасибо. Благодарю.
    Начну заново. Жил-был Уго с подпольной кличкой - Раскольников. И тут Достоевский! Как я была этому рада, пусть уже и впечатление, что Фёдор Михайлович меня преследует. И решил этот Раскольников как-то раз убить человека за партию. Дальше - читайте сами. За партию он решил убить, потому что бессознательно искал себе семью - любовь мамы и папы. И последователем анархизма наш Уго Барин (ха!) стал в качестве бунта не только против общественного строя, но, в первую очередь, уклада в собственной семье. И жертвой он был готов стать ради признания, чтобы его полюбили. Уго как будто нужна удушающая любовь, контроль. То ли он привык к этому в отчем доме, то ли, наоборот, ему не хватало именно контроля, из-за чего он и хочет подчинения. Но даже в этом подчинении сквозит бунт, такой детский и наивный, но оттого в то же время светлый и принципиальный.

    Словила себя на мысли, что мне нравится копать надрывы этого текста, строить догадки, плыть по его течению. Мне в кайф с Сартром. Увидела там множество пересечений с разными произведениями: с "Месье Амилькаром" во время разговора Жессики, жены Уго, с ним самим - та же игра на грани реальности и вымысла. Сами они словно сошли со страниц "Тошноты". Из-за угла выглядывал Достоевский, наблюдая за диалогом Жессики и Ольги, что-то себе помечая, пусть и осознавая, что уже поздно, его самого уже нет. Шекспир со своим "Макбетом" тоже в гости заходит. Пьет чаек, улыбается, про цену власти рассказывает. Ловлю себя на мысли, что впервые у Сартра вижу столько инородного, чужого. И, наконец, заходит Камю со своим Посторонним. Но своего, такого родного и близкого в пьесе тоже много: "Тошнота", "За закрытыми дверями", "Последний шанс", "Стена", немного "Герострат".

    Покажу Вам небольшую зарисовку пьесы. Без декораций и реплик. Скорее, просто зарисовку.
    Мы же помним, что ад — это другие, верно? Я помню, господин Сартр. И вместе с Вами проведу сейчас небольшую экскурсию самой себе.
    Вот в первой комнате сидит маленький Уго. Посмотрите на его красивый воротничок. И как же мальчик худ! Наверняка ничего не ест, хоть перед ним и полно еды. А в это время где-то за стеной голодают.
    Вот вторая комната. Уго вырос. Стал Раскольниковым без топора. Вместо топора у него револьвер. Он хочет любви, и поэтому готов на все. Ради любви раба, правда, но мы здесь не ради осуждения.
    Вот третья комната. Или мы все ходим по кругу? И всё одно? И чей это там труп валяется? Почему он так похож на Уго...?

    Мы познакомились в далёком 2014-ом, с тех пор у нас было немало встреч, но ещё не меньше ждёт впереди, что не может не воодушевлять. Я Вас люблю, Жан-Поль Сартр. Надеюсь, Вы это знаете. До свидания.

    - 2 фотографии. Свою он помнит. Вторую — нет. Вторая фотография — фото сестры. Первую, Уго, Ольга сняла.

    - Ольга и Луи разговор по поводу Уго и последнего шанса.

    - Мертвый Хёдерер — хвалит книги Маркса и Гегеля и не знает Лорку и Элиот. Несовместимость соединения всех трех взглядов вместе: фашизм, коммунизм и либерализм.

    - Уго. 21 год был, когда он убил Хёдерера.
    Сейчас 45 год. Ему 23.

    - Закрытые ставни — за закрытыми дверями.

    - Осторожно, револьвер может выстрелить! — красной нитью через всю пьесу. Сначала это говорят с Ольгой, потом с Жессикой.

    31
    1K