Рецензия на книгу
Над пропастью во ржи
Джером Д. Сэлинджер
sergey_and_books31 января 2021 г.Мир по Холдену Колфилду
Герой нового времени
Роман «Над пропастью во ржи» американского писателя Джерома Сэлинджера, впервые опубликованный в 1951 году, произвёл большое впечатление на читающую публику. Во-первых, в книге угадываются явные черты бунтарского настроения и протеста общепринятым нормам, а во-вторых, главный герой Холден Колфилд – подросток со своими взглядами на жизнь и с непростым характером.Сэлинджер, конечно, не первый писатель, который изобразил в своём произведении подростка. Например, в Америке середины IXX века эталонным романом-воспитания считался «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, повествующий о жизни четырёх сёстрах Марч на фоне Гражданской войны в США. А по ту сторону океана, в викторианской Англии Чарлз Диккенс в книге «Приключение Оливера Твиста» рассказывает читателю о происках мальчика-сироты в преступном и аристократическом мирах Лондона.
Важное место в этих произведениях занимают моральные и этические нормы: взрослые были примером для подражания, а проступки детей имели свои последствия. Но Холден Колфилд отрицает и мораль, и этику, его действия вызывают массу вопросов и недоумение окружающих, а взрослые для него – лжецы и подхалимы, которые погрязли в собственной притворности и фальши. Персонаж Сэлинджера стал героем нового времени, с которым американская литература была ещё незнакома.
Мир по Колфилду
Холден Колфилд, выбивающийся из привычного амплуа книжного героя, совершил настоящую революцию в литературе и стал одним из символов американской культуры. Одно из сильных его качеств – откровенность и искренность. Колфилд честен с самим собой и не боится признаваться в собственных недостатках. Он резок, не стесняется бранных слов, а его цинизм переплетается с яркой харизмой, которая привлекла не одного читателя.
«У меня дыхание короткое, по правде говоря. Во-первых, я курю как паровоз, то есть раньше курил. Тут, в санатории, заставили бросить. И ещё – я за прошлый год вырос на шесть с половиной дюймов. Наверно, от этого я и заболел туберкулезом и попал сюда на проверку и на это дурацкое лечение. А в общем, я довольно здоровый»За циничным и категоричным взглядом юного бунтаря скрывается ранимый и мечтательный подросток, потерявшийся во взрослом мире людей и с некой завистью задающий вопрос, куда же зимой улетают утки из городского парка в Нью-Йорке. Некоторая отчуждённость от реального мира, неприязнь общества и тяга к свободе и одиночеству делают Колфилда романтическим героем и ставят его наравне с лермонтовским Печориным. Но если Печорин спокойный, уравновешенный и равнодушный ко всему молодой офицер, оценивающий окружающий мир с тонкостью и личным превосходством, то Колфилд – бунтарь, борец с системой и общественным порядком.
«Холден Колфилд — это персонаж, выступающий против всего определённого. Против любого окончательного мнения, суждения, чувства, создающего какую-то концепцию мира. То есть мир по Колфилду должен быть независим и чётко отделён от человека. Нельзя в него так чувственно и интеллектуально вмешиваться», – сказал писатель и литературный исследователь Андрей Аствацатуров в интервью «Московскому комсомольцу»
Мир Холдена Колфида ограничивается лишь его семьёй да несколькими знакомыми, о которых молодой человек тоже рассказывает в своей истории. Несмотря на то, что Колфилд целых три дня слонялся по Нью-Йорку после того, как покинул школу, в его мыслях крутились моменты из прошлого: воспоминания о мёртвом брате Алли и сестрёнке Фиби.
Сумасшедшая история
Роман «Над пропастью во ржи» написан в форме монолога. С первых страниц Холден Колфилд, прежде чем рассказать читателю свою «сумасшедшую историю», признаётся, что не хочет вдаваться в подробности своего детства, жизни родителей и прочих моментов, которые он называет «дэвид-копперфилдской мутью». Однако его рассказ состоит из других историй, никак не связанных между собой, но по-своему раскрывающих Колфилда, дополняя его образ воспоминаниями и деталями из жизни.
«У моего брата, у Алли, была бейсбольная рукавица на левую руку. Он был левша. А живописная она была потому, что он всю её исписал стихами — и ладонь и кругом, везде. Зелёными чернилами. Он написал эти стихи, чтобы можно было их читать, когда мяч к нему не шёл и на поле нечего было делать. Он умер. Заболел белокровием и умер 18 июля 1946 года, когда мы жили в Мейне. Он вам понравился бы. Он был моложе меня на два года, но раз в пятьдесят умнее. Ужасно был умный»Одними из черт романа Сэлиндежра, за которые его нередко ругают и по сей день, – его бессюжетность и монотонная рефлексия главного героя. По большей части «Над пропастью во ржи» ограничивается лишь несколькими днями, проведёнными подростком в рождественском Нью-Йорке (сюжет, который знаком уже многим современным читателям благодаря известному голливудскому фильму 90-х годов). Однако за эти дни Холден Колфилд встречает самых разных людей, и огромный город для них – привычный мир, полный соблазнов, денег и страсти.
Нью-Йорк Сэлинджера на такой, каким его описывал, например, Френсис Скотт Фицджеральд. Тот был помпезный, яркий, сотрясаемый шумом вечеринок и блистающий бесконечным джазом. Нью-Йорк Сэлинджера же – тихий, уединённый, какой-то чужой и незнакомый. Если у Фицджеральда герои не покидали клубы и званые вечера, то Колфилд у Сэлинджера посещает гостиницу, городской парк, музей этнографии, навещает старых знакомых и проводит время на небольших вечеринках в компании с незнакомыми девушками. «Сумасшедшей» история Холдена Колфилда становится именно в его собственном пересказе. Сам он ни раз признавался в помутнении рассудка: «Но я, наверно, ненормальный. Да, клянусь богом, я сумасшедший».
Война между строк
Роман «Над пропастью во ржи» очень автобиографичен, причём на его страницах нашлось место и самому автору. Личность Сэлинджера можно угадать по, наверно, самому таинственному персонажу романа – старшему брату Холдена, имя которого скрывается под инициалами Д.Б., и который существует только в упоминаниях главного героя. Д.Б. тоже писатель, который, по словам Колфилда, написал рассказ «Спрятанная рыбка», название которого можно соотнести с другим произведением Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка». И так же, как и Д.Б., Сэлинджер воевал на фронте в период Второй Мировой войны.Но куда больше авторская маска узнаваема в лице самого Холдена Колфилда. Например, с первых страниц он признаётся, что терпеть не может кино. Эта черта характерна и Сэлинджеру: он был категорически против экранизаций своих произведений. Кроме этого, так же, как и его герой, Сэлинджер стремился к уединению и жизни на природе. Последние свои годы он прожил в затворничестве, не давая никаких интервью и комментариев журналистам. И, наконец, чувство смерти, которое всё время ощущал Колфилд из-за потери младшего брата Алли, знакомо и самому Сэлинджеру. На протяжении всей Второй Мировой войны Сэлинджер работал над романом. И, возможно, именно он помог писателю остаться в живых, отделавшись лишь боевой психической травмой.
«А теперь я вдруг стал думать, как я заболею воспалением лёгких и как я умру… Но тут я представил себе, как меня зарывают на кладбище, кладут на меня камень с моей фамилией и все такое. Да, стоит только умереть, тебя сразу же упрячут! Одна надежда, что, когда я умру, найдётся умный человек и вышвырнет мое тело в реку, что ли. Куда угодно – только не на это треклятое кладбище. Еще будут приходить по воскресеньям, класть тебе цветы на живот. Вот ещё чушь собачья! На кой чёрт мертвецу цветы? Кому они нужны?»Мысли о жизни и смерти, одиночество, отчаяние, счастье, граничащее с потерянностью и презрением к окружающему миру – пожалуй, вот из чего состоит Холоден Колфилд. Его внутренний мир вступает в борьбу с внешним, и происходит ещё одна война – душевная, которая, может быть, намного сильнее и опаснее, чем все мировые войны. И поэтому в жизни каждого человека нужен тот, кто поддержит его в трудную минуту и даст понять, что он не один. Для Холдена Колфилда таким человеком была его сестра Фиби. Она, пожалуй, единственная, кто, несмотря на свой малый возраст, способна была унять упрямый нрав своего брата и доказать ему, что во взрослом мире тоже есть место личной свободе, счастью и мечтам.
«И тут начало лить как сто чертей. Форменный ливень, клянусь богом. <…> А мне было все равно. Я вдруг стал такой счастливый, оттого что Фиби кружилась на карусели. Чуть не ревел от счастья, если уж говорить всю правду. Сам не понимаю почему. До того она была милая, до того весело кружилась в своем синем пальтишке. Жалко, что вы её не видели, ей-богу!»«Вечный вопрос»
После выхода романа «Над пропастью во ржи» в мировой литературе стало появляться больше произведений, главными героями которых были дети и подростки, представленные в неожиданных и даже провокационных образах. Так в 1954 году (спустя три года после выхода творения Сэлинджера), английский писатель Уильям Голдинг публикует роман «Повелитель мух», в котором группа мальчишек оказывается на необитаемом острове, и на нём обычные, неприспособленные к жизни на дикой природе дети постепенно превращается в безжалостных убийц. Спустя ещё шесть лет, в 1960 году, в Америке выходит автобиографичный роман Харпер Ли «Убить пересмешника». В нём шестилетняя девочка Джин-Луиза становится свидетельницей судебного процесса над чернокожим юношей, обвиняемого в изнасиловании белой женщины.Несмотря на всю полемичность книги, Джерому Сэлинджеру удалось не только отразить в нём, пожалуй, наиболее точный образ подростка, но и наметить новое направление мировой литературы. Сэлинджер создал уникального героя, в котором каждый читатель может найти себя и самому попробовать ответить на «вечный» вопрос, куда же всё-таки улетают утки зимой из городского парка.
9771