Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собака здорова. Рассказы о моей жизни в Советском Союзе

Соня Вестерхольт

  • Аватар пользователя
    Аноним28 января 2021 г.

    Оглядываясь назад...

    Есть мнение, что каждый человек может написать как минимум одну хорошую книгу – историю своей жизни. Соня Вестерхольт создаёт свою, разбирая чемоданы жизни в СССР. Это как раз тот счастливый случай, когда в книге воспоминаний найден баланс между мемуарностью и художественной выразительностью. Уже с первых глав становится понятным, что перед читателем – приглашение к увлекательному, но трудному путешествию.

    Главный город советского периода жизни Сони Вестерхольт – Ленинград, и ему посвящены особенно тёплые воспоминания, однако пространство книги не замыкается в нём. Москва, псковская деревня, Калининград, Крым, тайга… Каждый локус, будь он реальным или воображаемым, приоткрывает дверцу в мир воспоминаний. Стоит лишь лучику памяти выхватить его из сумерек прошлого, как он тут же наполняется, вдруг выпорхнувшими невесть откуда, живыми образами, прожитыми ощущениями и чувствами.

    У книги нет одной тональности, как не бывает её и в реальной жизни, сотканной из гармоний и диссонансов. Потому и кажется история невероятно правдивой, живой, искренней. Тут счастье и боль одного человека дивно переплетаются с радостями и тяготами народа. Трагические события, выпавшие на долю нескольких поколений, надолго парализовали страхом советское общество, но и в этой безысходности, оказывается, есть место счастью, такому хрупкому и оттого крайне ценному. Как человеку не потерять себя в тоталитарном обществе? Вопрос не простой. А ответы Сони Вестерхольт достойны внимания. Не последнюю роль тут играет чувство юмора, ирония, умение посмеяться над собой и шутить над страхом. Без юмора, выжить и сохранить собственное достоинство, было просто невозможно, именно поэтому так ценилось оно в Союзе. ˮВ голове у советского чело¬века — настоящий банк, в котором хранятся тысячи анекдотов, они только и ждут подсказки, кода, как в сейфе. У каждого анекдота — своя ячейка [… ] — щелк — и открывается маленькая дверцаˮ. Как тонко подмечено!

    Более того, эта метафора открывающейся дверцы, могла бы стать символическим выражением самой структуры текста. Подобно прустовской ассоциации, некое явление уже таит в себе сгусток воспоминаний, и лишь только мелькнёт образ-код, как — щелк.

    Коммуналка — щелк… еврейская девочка живёт с семьёй в одной из восьми комнат — всего двадцать восемь жильцов…

    12 апреля 1961 — щелк — Гагарин в космосе, советская научная фантастика, школьница Софа мечтает о других мирах и собственной спальне…

    Первые магнитофоны — щелк — компания на Литейном, авторская песня, гитара, стихи запрещённых поэтов, Бродский…

    Чёрный Фольксваген — щелк — замужество, КГБ, слежки…

    Железный занавес — щелк — переезд в Данию, смерть матери, напрасные попытки въезда в СССР, болезнь отца…
    Щелк… щелк… щелк…

    История линейна только в учебниках, и была таковой в представлении партийных советских чиновников: ˮВперёд, и только вперёд…ˮ. Но на самом деле, история – это человек, ставший её свидетелем. Это живая история. Она петляет тихими тропами воспоминаний, и каждый новый поворот увлекает всё дальше и дальше, в фантастическое путешествие во времени. Вот о чём думается после знакомства с книгой Сони Вестерхольт.

    6
    268