Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мальчик в полосатой пижаме

Джон Бойн

  • Аватар пользователя
    Shoko21 августа 2012 г.

    В странном мире Аж-Выси
    Не могу сказать, что книга мне очень понравилась. Мне кажется, не лучшее произведение на заданную тему. Возможно, не хватает глубины, яркости красок, глубины образов, силы... Не пойму чего- но чего-то явно недостает. Автор избрал стиль написания "через восприятие ребенка"- девятилетнего мальчика по имени Бруно. Именно поэтому кажется, что историю рассказывает ребенок, стиль детский. Мы видим окружающую действительность его глазами, начиная от образа сестры- "безнадежный случай", заканчивая пейзажем за окном- "люди в полосатых пижамах и матерчатых шапочках".

    В восприятии Бруно нет ничего трагичного или неправильного. Странное? Да. Но отчего-то ему кажется нормальным, что за его окошком живет такое множество одинаковых людей, которые вечно грязные, голодные и несчастные. Если поначалу мальчик хотел вернуться обратно в Берлин, в зону комфорта, то через год он уже не рвется вырваться из Аж-Выси.

    Конечно, он ищет ответы на вопросы. На ощупь, ибо чувствует, что спрашивать что-то напрямки- опасно. Но той информации, что ему предоставляется, оказывается недостаточным, чтобы уберечь его от трагического финала. Он узнает достоверно, что люди за оградой- евреи, а он и его семья- полная противоположность. Что сие значит- тайна, покрытая марком. Знает сестра, но не скажет, ибо считает брата маленьким. Знают родители, но им Бруно не посмеет задать такой вопрос. Большинство его умозаключений строится на догадках. Он видит обритые головы и думает, что просто у этих людей вши. Он видит огромное количество детей и полагает, что им там всем весело играть. Он не понимает, почему его новый друг Шмуэль не может перебраться к нему через ограду, прийти в гости на чай и поиграть в экспедицию.

    Даже в финале пазлы мозаики не встают на свои места. Бруно воспринимает место как "непонравившееся", но не ощущает глубины пропасти, что разверзлась над несчастными людьми. И когда двери странного помещения захлопываются, Бруно полагает, что все просто прячутся от дождя.

    Если перед автором стояла цель показать концлагерь глазами невежественного, благополучного 9-него мальчика, то, наверное, она была достигнута. Если же стояла иная цель, как-то: посредством детского, наивного восприятия отразить трагизм и ужасы происходящего, боюсь, автор потерпел фиаско. Слабовато получилось.

    8
    23