Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним20 августа 2012 г.

    Животные тоже могут страдать различными расстройствами, но только у человека болезнь может превратиться в способ бытия.

    Так и хочется назвать эту книгу «полухудожественной», скорее в хорошем смысле. Пожалуй, я могла бы даже предложить краткое описание книги в виде формулы: наблюдения + размышления + чувства. В каждом рассказе эти три ингредиента присутствуют в чистом виде.
    С одной стороны, это определённо сборник врачебных наблюдений. За научность книги говорит её чёткая структура, стройный порядок мыслей, при том, что собраны здесь очерки разных лет, со множеством более поздних авторских примечаний и дополнений.
    Книга состоит из четырёх глав: в первых двух, «Утраты» и «Избытки», показано физиологическое проявление патологий мозга. Здесь противопоставлены две крайности, на основе которых автор убеждает нас, что и недостаток, и переизбыток здоровья и энергии могут быть в равной мере разрушительными, и «Человек, который принял жену за шляпу» — ещё не самый впечатляющий случай. Вторая глава «Наития» посвящена влиянию мозговых нарушений на психику, сверхъестественным фокусам памяти и воображения. Здесь собраны поразительные сюжеты, как например «Путешествие в Индию» почти в духе классического романтизма, или чудовищный психологический триллер «Убийство», — а венчается эта поистине поэтическая глава анализом видений средневековой монахини. В главе третьей «Мир наивного сознания» внимание автора отдано людям с задержкой умственного развития, и пожалуй, это самая трогательная часть книги и самая поучительная, заставляющая проникнуться даже уважением к «простецам», хотите верьте, хотите нет.
    Каждая глава снабжена Введением, каждый рассказ завершён заключением, или Постскриптумом. В конце концов, пробираясь под проливным дождём сносок через дебри внутритекстовых ссылок, воспринимать этот текст иначе как научный невозможно при всём желании. С этой стороны книга наверняка будет полезна специалистам, не только потому, что на отчётливом языке терминов описывает нестандартные случаи из практики, но и потому что отсылает к другим книгам, статьям и даже фильмам на схожие темы. Если всерьёз проследовать по этим тропинкам, книга окажется гораздо объёмнее, чем могла показаться на первый взгляд.
    С другой стороны, автор смотрит на своих пациентов глазами не только врача и исследователя, но и философа-гуманиста. В каждом своём персонаже он видит тип, аллегорию, что побуждает его искать соответствия у Кьеркегора и Ницше и наводит на размышления о душе, судьбе, творчестве и счастье.
    Наконец, все эти рассказы так и канули бы в кипе врачебных отчётов и дневников, если бы доктор Сакс не относился к своим пациентам просто по-человечески, с исключительным со-страданием. Несмотря на несколько изобретательных и даже забавных случаев приспособления к болезни («Глаз-ватерпас», «Направо, кругом!»), в целом впечатление от книги остаётся довольно тяжёлое — из-за боли, которую изливает на страницы автор. Именно глазами автора мы видим не серию любопытных курьёзов, а череду печальных повестей о неизбывном мраке потерянной личности. Конечно, автор старается придерживаться чисто медицинской объективности, прямо называет своих пациентов ограниченными и ущербными, изумляясь, как они сами не замечают своих дефектов. Но я, как свободный читатель, могу дать волю больному воображению и продолжить некоторые его мысли.
    Ибо кто имеет представление об абсолютной норме? Кто может с полной уверенностью сказать, что наш мир именно таков, каким мы воспринимаем его своими пятью чувствами, а нарушения в работе основных органов — всего лишь сбой или галлюцинация? Можно ли свести видения монахини Хильдегарды к чередованию положительных и отрицательных скотом, а музыкальные озарения Шостаковича — к осколку снаряда в височном роге левого бокового желудочка?
    Если больные агнозией по одной интонации речи чутко распознают малейшую неискренность; если студент, плотно сидящий на амфетаминах, вдруг начинает ощущать оттенки запахов, как охотничья собака; если некоторые больные даже не замечают своей болезни, а то и напротив, утверждают, что только благодаря ей ощутили нечто настоящее, — насколько настоящим можно считать мир, в котором живём «нормальные» мы?
    ____________________
    больше всего Сакс ссылается, конечно, на труды русского нейропсихолога А.Р. Лурии, у которого, судя по всему, научился очень многому, начиная с самого подхода «романтической науки».

    28
    75