Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним27 января 2021 г.

    Залог благофордия

    Мне очень понравился перевод. Бывает такое иногда, когда ты получаешь удовольствие от языка, абстрагируясь от содержания. Вот и здесь было хорошо, переводчик явно старался. Есть определенная вероятность, что и на английском это смотрелось хорошо.

    Однако дело, конечно, не в этом, нельзя в таких общественно-значимых книгах ограничить себя только восприятием языка, volens nolens надо залезать в дебри оценок и интерпретаций. Утопия Хаксли менее жестока, казалось бы, чем другие мрачные визионерские послания XX века, более пародийна местами, однако от этого не менее ужасна. Хотя бы потому, что остальные утопии остались лишь доведенными до крайности предупреждениями, а мир Хаксли все еще вполне может сбыться – ведь это мир победивших корпораций, сделавших потребление обязательным смыслом жизни всего населения земли (за исключением экономически бесперспективных резерваций).

    В каком-то смысле он уже сбылся, n'est-ce pas? Корпорации, правда, скорее цифровые нежели производственные, но замена непринципиальная. Занятно и то, что столь близкое сердцу автора и Дикаря различие между возвышенной возлюбленной и блудницей Ленайной нам почти непонятно (ладно, мне непонятно, пусть и не так смешно, как людям n-ного столетия эры Форда-Фрейда, но все же такая выспренность и щепетильность Дикаря кажутся излишними – девушка его любит, опасно приближаясь к запретным границам своего общества, а он все нос воротит). Касты у Хаксли биологические, а в нашем мире имущественные, но, если верить Пикетти и прочим, закреплены не хуже. Мы даже быстрее идем к описанному Хаксли обществу, чем думал он сам?

    Мне показалось, что мир Хаксли вдохновлял последователей, даже в мелочах. Если я верно помню, то у Войновича осеняли себя звездным знамением, а у Хаксли делают знак Т (в память «Жестянки Лиззи»). Все эта еще не генная, а евгенистическая инженерия удивительно напоминает мир будущего, каким его когда-то рисовал Лукьяненко (извините за попсовые аллюзии, грехи молодости сказываются).

    Любопытно и то, что автор не видит никакого выхода – будущее герметично и совершенно, хоть и блекло. Сома есть, похмелья нет, телевизор работает, гипнопедия помогает обходить проблемные углы, касты функционируют – все беззаботно, лучится счастьем и не требует кардинальных перемен. Свобода? Свобода от чего и для чего? Менять Главноуправителя? А для чего? Стоит заметить, что запрещать Шекспира и прочих не пришлось, просто они перестали быть нужны в пластмассовом мире.

    54
    3K