Рецензия на книгу
Murder as a Fine Art
David Morrell
Аноним26 января 2021 г.Викторианская Англия без прикрас
«Ум лишён способности забывать» можно считать негласным слоганом для этой книги и, нужно думать, что в отличие от многих книг, сюжету которых свойственно легко и скоро стираться из памяти, «Изящное искусство смерти» в голове всё же решит задержаться.
Подробный пересказ произведения, пожалуй, будет излишен: книга отсылает нас к Великобритании времён правления королевы Виктории, но показывает не величие Британской империи XIX столетия, а его нелицеприятную оборотную сторону — злачные улочки, по которым прохаживаются бедняки и проститутки и на которых совершаются страшные кровавые убийства, может и не сравнимые с теми, что творил Джек-потрошитель, но от того не менее пугающие.
Повествовательная сторона книги заслуживает всяческих похвал: нам интересно наблюдать за тем, что происходит на страницах, интересно прислушиваться к диалогам между героями и гадать, что же будет дальше. Конечно, ответ на вопрос «а кто же убийца?» приходит на ум очень быстро, но от этого произведение не теряет своего очарования и не перестаёт захватывать. А как хорошо закольцован сюжет! Гладенько, без резких перескоков. Такое, к сожалению, удаётся далеко не всем авторам. Есть, разумеется, и за что попенять писателю: меня, откровенно говоря, периодически отталкивали два главных персонажа — отец и дочь де Квинси. Первый — за свой неимоверную шерлокохолмсовость, вторая — за излишнюю активность и приторную идеальность. Но, на счастье, рядом с этой парочкой непременно появлялись другие герои, наблюдать за которыми — почти то же самое, что самой участвовать во всём происходящем.
Но самое главное достоинство книги на самом деле кроется далеко не в сюжете, а в той колоссальной работе, которую проделал автор, помещая своих героев в антураж викторианской Англии. В отличие от последних прочитанных мною книг, относящихся к исторической художественной литературе, «Хмель» , который поначалу вроде настраивает на некий романтичный старославянский лад, но потом превращается во влажные фантазии писателя о настоящих русских бабах, или «Голос ночной птицы» , в котором регулярно выпрыгивающая нецензурщина современности убивает у читателя ощущение того, что перед ним — Новая Англия конца XVII века, «Изящное искусство смерти» ни на секунду не даёт сомневаться в том, что перед нами — Великобритания под властью королевы Виктории. Здесь и главный герой — уже помянутый Томас де Квинси — реальный исторический персонаж, и хитрый лорд Палмерстон с его подковёрными играми, и опиумный дурман, и ужасающая махина Ост-Индской компании, и сама королева, которая готова закрывать глаза и думать об Англии, но не готова после этого терпеть боль и рожать очередного ребёнка без хлороформа. Но самое главное — здесь люди. Констебли с трещотками, нищие, которым известны тысяча и один способ вытянуть монетку у сердобольных прохожих, чахоточные проститутки, мальчишки-трубочисты, кэбмены, врачи и многие другие — все, кто представлял собой викторианскую Англию во всём её блеске и, одновременно, без каких-либо прикрас.
8611