Рецензия на книгу
Троллий пик
Уна Харт
Аноним26 января 2021 г.Все смешалось: тролли, люди... Мешанина из скандинавских мифов, магического реализма, психических заболеваний и красных туфель
Как часто вы судите о книге по обложке? О конфете не судят по обертке, о книге не судят по обложке, но я порой, каюсь, грешна. Иногда издательства выдают настолько "вкусные" обложки и такие заманчивые аннотации, что пройти мимо просто невозможно.
"Троллий пик" я впервые увидела в Instagram одного из книжных блоггеров, на которых подписана. Описание обещало мистический детектив со скандинавскими мотивами и элементами семейной саги, а обложка просто заворожила. Я ожидала нечто в стиле Дженнифер Макмахон.
Как позже оказалось, блоггер опустила вторую часть аннотации, где шел прямой намек на фэнтези-составляющую книгу. Фэнтези - не совсем мой жанр, точнее не так: мне нравится качественные, проработанные и захватывающие книги данного жанра, к коим "Троллий пик" не относится. И, вероятнее всего, если бы я знала, что сюжет книги уведет в такой сказочный бред (в прямом смысле этого слова), я бы изначально к книге не притронулась.
Более того, как я узнала уже после прочтения, Уна Харт - псевдоним российской писательницы Анастасии Максимовой, а современные отечественные авторы у меня, как и у многих читателей, не в почете. Так что, возможно, и не зря поголовно все российские авторы берут иностранные псевдонимы. Но обо всем по порядку.
У главной героини, 16-ти летней Грейс, при крайне странных обстоятельствах пропадает мама. Женщина исчезла из... самолета. Да, вот так - села в лайнер, но из него не вышла. Девушка остается совершенно одна, ведь отца или других ближайших родственников у нее нет. В качестве опекуна неожиданно объявляется Вивиан - родная старшая сестра матери Грейс, про которую девушка никогда ничего не слышала.
Грейс переезжает в уединенный дом в лесу, надеясь наладить контакт с внезапно объявившейся теткой, но все тщетно: Вивиан - холодная и сдержанная женщина-загадка со странными привычками: о семье говорить категорически отказывается, питается одним кофе, прячет под модными очками изуродованный глаз, по ночам расхаживает по дому при полном параде, а в сундуке хранит невероятное количество стоптанных красных туфель. Какие же тайны скрывает Вивиан? И куда все-таки пропала Лора, мать Грейс?
Вивиан - изюминка данной книги, давно я не встречала настолько интересную и характерную героиню. У автора изумительно получилось прописать этого персонажа, вдохнуть в него жизнь. Мне она представлялась этакой чопорной стервой в образе Одри Хепберн в фильме "Завтрак у Тиффани". Необычные привычки добавляли персонажу перчинки, да и Уне Харт удалось показать, что хоть Вивиан и строгая, но по-своему заботливая женщина.
На фоне данного персонажа все остальные смотрелись максимально тускло, даже главная героиня. Грейс вообще довольно странная девушка. Я, к счастью, не знаю, как ведут себя родственники пропавших без вести людей, но хочется думать, что принимают хотя бы минимальное участие в поисках, даже если все случилось несколько месяцев назад - мониторят новости, сайты, размещают ориентировки, постоянно тормошат полицию, чтобы та работала...
Хоть что-то же должна делать девочка, у которой пропала мама! Но Грейс лишь периодически вспоминает о пропаже матери и моментально начинает злиться, что та так нелепо пропала и бросила ее. Ну вот совершенно не проникаешься сочувствием к девушке.
Начало книги очень интригующее, все начиналось как атмосферный скандинавский янг-адалт детектив. Первую половину книги я даже не догадывалась, что держу в руках фэнтези.
Маленький северный городок со своими традициями, сочетание современности со скандинавским и британским фольклорами, странное исчезновение женщины, загадочная тетя главной героини, у которой настолько много скелетов в шкафах, что аж вещи не помещаются - все это обещало очень крутой детектив с неожиданной развязкой, таинственную семейную сагу, но увы...
Первую половину книги я буквально проглотила, автор, несмотря на дебют, пишет очень неплохо, книга читается легко, но не сказать, что на одном дыхании. Но! В книге много ляпов, которые замечаешь сразу, даже вчитываться не нужно и они портят все впечатление. Надо премий лишать редакторов, которые допускают к печати такой сырой текст. Ну что за невнимательность!
Автор будто забывает о том, о чем писал в предыдущем абзаце. То героиня ставит чашку в посудомойку, то в дальнейшем выясняется, что посудомойки в доме нет (причем логически обосновывается, почему), то Грейс наливают кофе, через несколько предложений она уже пьет чай, то по лицу главной героини ударяет холодный осенний воздух, хотя по сюжету в книге зима, то постоянные повторения...
Да, автору очень нравится упоминать, что Вивиан мягко ведет машину, мягко тормозит, мягко поворачивает руль. Я не шучу - этих "мягко" касательно автомобиля очень много и это бросается в глаза. И если бы главная героиня ездила с теткой чаще, то вся книга состояла бы из слова "мягко".
Вот вроде все это такие мелочи, но как же сильно они влияют на восприятие книги, особенно, когда дело касается фэнтези! Как можно поверить в сказку, описываемую автором, когда он элементарную реальность проработать нормально не может?
Вернемся к теме. Первая половина книги очень и очень недурна, но затем началось что-то абсолютно невнятное. Сюжет, который до этого был таким приятно-тягучим, внезапно поскакал галопом по Европам, магический реализм, который обволакивал сюжет, внезапно превращается в самую примитивную сказку.
Уна Харт неожиданно решила понапихать в книгу все, что только возможно - и мифологию, и магию, и психические заболевания, детские травмы, нелепые отсылки к "Алисе в стране Чудес" и "Таинственной истории Билли Миллигана".
В сюжете внезапно и совершенно необоснованно появляется то, чего ты совершенно не ожидал увидеть. И не потому что тебе об этом не сказали (буду объективна - в полной аннотации есть намек, да и название книги вкупе с обложкой просто кричат о том, чего следует ожидать), а потому что это абсолютно никак не вяжется с остальной историей.
Такое впечатление, что взяли половину из одной книги, половину из другой, соединили, и получился "Троллий пик". Сказочные персонажи введены в сюжет очень топорно и если их вообще убрать - в книге не изменится практически ни-че-го. Так для чего они были вообще нужны? Обосновать название?
Финал максимально скомканный, нелепый и бредовый, впечатление, что автор настолько растянула первую половину книги, что во вторую уже просто не смогла уместить все, что хотела. Так что очевидно, что нас ждет дилогия или даже трилогия.
Если Уна Харт в следующих книгах сможет закрыть все сюжетные дыры, соединить все линии и довести историю до логического завершения - будет замечательно. Но что-то мне подсказывает, что если автор уже заблудилась в трех предложениях, то такие огрехи она точно исправить не сможет.
Буду ли я ждать и читать последующие книги? Точно нет. И не потому что фэнтези - это не мое, а потому что "Троллий пик" - не та история, продолжения которой с нетерпением ждешь. Ставлю двойку исключительно за первую половину книги... и шикарную обложку.
18406