Рецензия на книгу
Гарри Поттер и Дары Смерти
Дж. К. Ролинг
Аноним18 августа 2012 г.Подумала, что преступление – до сих пор не написать отзыв на такую сагу, как история о Гарри Поттере. То есть она кажется чем-то наполовину детским и настолько привычным, что идея писать на нее отзыв могла бы и не приходить. Но в последнее время я начинаю думать, что «Гарри Поттер» может называться великой книгой не потому, что стал символом поколения или заставил многих детей вообще сесть за книги, но исключительно из-за своей способности заставить этих самых детей творить. Поначалу представлять себя в роли ученика Хогвартса, а там, глядишь, дойдет и до выдумывания новых приключений для Гарри Поттера. Написать что-то из серии «в детстве должны прочесть все» - это уже само по себе трудное дело, но как бы Роулинг не говорила, что главная тема в ее книгах – это смерть, эта же смерть заставляет всех читающих возмущаться и говорить, что с этим они смириться не могут.
Особенно эта книга была близка тем, кто начал ее читать до одиннадцати лет, так отчаянно ждал письма и вот, вырос вместе с последним фильмом о Гарри Поттере. Вся история настолько переплелась с фильмами и играми, что проиграв, просмотрев и прочитав все давным давно, открываешь книгу заново и не можешь понять, где же в этих строках прятался тот огромный мир, который захватил многих детей. Все, что написано в книге, на самом деле, не было бы так популярно, если бы не снятые фильмы, которые дали готовые образы, откуда дети разных возрастов начали придумывать свои сюжеты. Без этих образов на одних лишь книгах было бы трудно родить желание творить, конечно.
Вот есть мальчик, Гарри Поттер, обыкновенный мальчишка, не самый прилежный, больше мечтательный, живет в семье жестоких Дурслей. Как бы не стремились сделать Дурслей еще мрачнее, достаточно жестокости было уже в том, что никто мальчика не любил. Он научился ценить мелочи и секундную доброту, дорожил своими вещами и был открытой книгой. Казалось бы, нечего ему терять. И тут на него сваливается нежданная новость – он на самом деле волшебник. И вот отсюда берет начало своя первая главная мысль – всем иногда так отчаянно хочется узнать, что они «не такие», что они готовы поверить, что однажды и впрямь об этом узнают. Достаточно сказать, что есть возможность однажды оказаться «оригинальным», и книгу уже можно полюбить и почувствовать, что роднее этой истории уже не будет. Здесь можно развивать варианты – каждый найдет в этой книге свое. Кому-то, как мне, будет страшно интересен быт волшебников и их история, которая потом непозволительно разбросанно дополнялась новыми деталями, которые мне бы хотелось лично увидеть в отдельной книге. Кому-то будет интересно первое поколение волшебников, и после всех этих семи книг они останутся в жестоком разочаровании, потому что одна из самых интересных и психологически глубоких историй из всей книги оказалась написана в паре абзацев и последних словах и воспоминаниях Снейпа, над которыми можно плакать в полную силу. Кому-то будут интересны логические связи и мотивы, которые, честно говоря, не прописаны до конца, и отношение героев друг к другу можно трактовать как угодно. Одно лишь можно сказать точно – в поколении Гарри Поттера, которое занимает аж 3/4 всех книг, начисто отсутствуют романы, которые делали книги такими волнительными, как, например, связь Люпина и Тонкс, которую в итоге оставили за дверью, но смерть зато показали от души, довольно слабо прописана дружба, потому что ни Рон, ни Гермиона в конечном итоге оказываются связаны с самим Гарри только слабыми узами взаимных приключений, на самом же деле и тот, и другой дружат с ним потому, что игнорируют его славу, и подобное извращение дружбы не может пойти на пользу. Однако вместе с тем предательства, боль утраты, злоба, раздражение и ненависть представлены в полном достатке. Наверное, можно отдавать Роулинг призы за оригинальную идею, которую можно и хочется развивать и продолжать, отдельные характеры героев, которые приглянулись читателям сильнее всяких прочих, за отлично представленную темную сторону отношений, всяческие интриги, понятие чести и долга вместо дружбы, но называть это доброй детской книгой о дружбе и приключениях я бы не рискнула. Думается мне, без фильмов и умеренного разбавления положительными героями, вызывающими только симпатию, темнеть этой книге во всей депрессии, что охватила Роулинг, когда она ее писала.
Нельзя однозначно сказать, что из себя представляет эта книга. Можно ругать за то, что показано так мало из настоящих, стоящих идей, но одно упоминание о них удержало книгу на пике популярности. Но ни одной подобной книги нет, и даже лучше, если она оставляет столько противоречивых отзывов. Я имею в виду сами книги, а не представленный мир. Противоречия заставляют каждого открыть, прочитать и решить, что она представляет для него. А может и внести какое-то особенное волшебство.
996