Рецензия на книгу
Всего лишь скрипач
Ханс Кристиан Андерсен
Аноним24 января 2021 г.Сказочный реализм
Именно такое впечатление создает это произведение датского сказочника. Все красиво начинается... изящные, витиеватые фразы... сказочные описания природы, архитектуры, людей... но, как правило, в конце глав или частей Андерсен сталкивает нас с действительностью, которая грустна... очень грустна... даже безмерно грустна... В особенности последняя глава — в которой грусть достигает апогея в этом, всё же красивом по манерности и изложению мысли и событий, романе! Сказки, помнится, читал в детстве, а вот решил познакомиться с его, якобы, прозой для взрослых. Хотя по рецензиям понял что и сказки Андерсена тоже, можно сказать, проза для «взрослых».
Сказать, что мне понравился роман — не могу сказать (слишком уж много отступлений, иногда текст обрывается и теряется нить повествования, много так же мифологических вплетений, что и понятно... ведь роман написан в жанре «романтизм», и вдобавок местами роман даже «злой», я бы сказал). Но и сказать что не понравился — тоже не могу, ведь «сказочное» в романе временами зашкаливает (фантазия у Андерсена просто гениальная, видеть в природе, архитектуре, людях столько всего... что диву даешься — откуда все это только у него бралось в голове? Да уж... недаром его прозвали «великим сказочником»). Есть в романе что-то и мистическое: крестный Кристиана порождает неприятные эмоции... да и вдобавок конец его таков же, как и он сам, Люция теряет свое слабоумие в ночь, когда разразилась гроза.. Ну и судьба Кристиана, его матери и отца, который бездумно уезжает подальше от скучной родины (Дании) навевает не то чтобы грусть, а ощущение даже, что здесь, на Земле, нечего делать, и конец всегда один и тот же — смерть. И в этом я нахожу реализм. Так-то оно так, но в таких красках это написано, что аж руки опускаются, очень пессимистично... Неимоверно грустно стало, когда аиста, которого выходил скрипач Кристиан, забили до смерти его же собратья, посчитав того слабым... И приходит в голову мысль, что это главный символ этого произведения: если ты слаб, и у тебя нет удачи или покровителей, то ты обречен... (это тоже реализм). Обречена также и Наоми, второе действующее лицо этого сказочно-реалистического полотна, но обречена влачить бессмысленную пустую жизнь, будучи женой маркиза, которой немного более повезло чем Кристиану. Это внешне. А суть одна и та же. Лучше сохранить свою душу, свой внутренний мир, нежели купаться в роскоши и богатстве... Пожалуй эту мысль я и вынесу из этого достояния мировой классики.10531