Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
YuliaQS24 января 2021 г.Это гениально. Просто, даже приземлённо, но так невыносимо жизненно, до дрожи, что я вообще не понимаю, как можно так написать и при этом получить художественное произведение. А оно несомненно таково. Великолепно.
Книга Бел Кауфман – это история об обычной нью-йоркской школе середины 1960-х. Казалось бы, почему это в принципе может быть нам интересно? Это было давно и совсем в другой стране. Но если убрать нюансы – то это просто ОДИН В ОДИН то, что происходит у нас. Сейчас. За полвека ничего не изменилось. А если убрать ещё несколько деталей, то и высшую школу зацепит широкой волной:
Хранить все циркуляры в деле под порядковыми номерами…
Бесполезно ссылаться на испорченное оборудование в оправдание нарушения инструкций…
Школьная библиотека – ваша библиотека. Все ученики могут пользоваться ею в любое время. <…> Библиотека впредь до нового распоряжения будет закрыта для учеников…
Вчера я поставила пластинку: Гилгуд читает Шекспира. Проигрыватель принесла свой (все равно не добьешься формы-требования «на технические средства обучения» — так здесь называют проигрыватели).
Конечно, посторонним наша работа кажется просто находкой: с девяти до трех, пятидневная неделя, двухмесячный оплаченный отпуск летом, все праздники по календарю, почет и уважение. Моя мама, например, очень радужно представляет себе мой рабочий день: ей видится день, заполненный грациозными поклонами под хор почтительных голосов, желающих мне доброго утра.
Но больше всего времени у меня отнимает вовсе не преподавание. Известна ли тебе хоть одна профессия, где бы высококвалифицированные специалисты раскладывали карточки по алфавиту, разносили извещения, сторожили столовую?Эту книгу можно разобрать на цитаты полностью. Но нужно ли? Её просто нужно читать, причём лучше именно читать, а не слушать, поскольку весь роман состоит из фрагментов – записок, циркуляров, писем, заметок (и я обязательно озабочусь тем, чтобы экземпляр появился в моей домашней библиотеке). Она, казалось бы, не отвечает на вопросы, а только задаёт их. И тем не менее, как-то неуловимо она даёт ответ на пресловутый вопрос «зачем?» Зачем человек в здравом уме может продолжать заниматься всем этим…
Я никогда не считала себя учителем. И я прекрасно понимаю, что в моей работе всё ГОРАЗДО лучше, и с огромным количеством проблем и ситуаций, которые приходилось решать мисс Баррет, я никогда не сталкивалась и не столкнусь. Но. Я в очередной раз вспомнила о той истинной педагогике, о которой никто не говорит. «Учителям нужно зеркало в глубине класса, чтобы они видели, какими мы их видим». «Я хотела, чтобы все мои ученики любили меня, все <…> Но у меня не было к ним подлинных чувств». Если хочешь получить что-то, тебе нужно отдать что-то взамен. И это что-то должно быть настоящим. Я не знаю, что у меня получается, но других причин быть на своём месте, кроме как постоянно совершать эти попытки, я не вижу…
Пусть это вдохновит вас на подвиг…6312