Рецензия на книгу
Unwind
Neal Shusterman
Аноним23 января 2021 г.Ой, даже и не знаю что сказать...
Что ж, я прочитала первую книгу цикла "Беглецы", и пишу рецензию. Обычно я так не делаю, я люблю сначала дочитать цикл, а потом уже судить о цельной истории. Но тут у меня так бомбило, что не высказаться я не могла. Так что вот вам мои письмена.
Для начала скажу о плюсах, т.к. их немного. Читается легко, это правда. Практически вся книга читалась легко, стиль повествования интересный, но не настолько, чтобы всё время думать о книге и с трясущимися руками бежать к ней каждую свободную минуту. Нет, её вполне можно забросить на несколько дней, а потом спокойно вернуться (я так делала) и вас не будет трясти от желания узнать, что же будет дальше. И ещё, под конец там, можно сказать, начинается экшен, так что под саааамый конец становится поинтереснее.
(И да, глава с разборкой Роланда была на удивление сильной, у меня аж мурашки бегали).
Ах да, и Риса. Она здесь, наверное, единственный заслуживающий внимания персонаж. За неё отдельный плюс.
Перейдём к минусам.
Во-первых, ЗЛОДЕЙ. Как же мне не нравятся клишированные злодеи, которые все такие злые и творят зло. Зло просто ради зла. Ни мотивов, ни личности, ни истории. Просто ужасный злодей, просто чтобы было против кого бороться. Я всё надеялась, что его хоть немного раскроют как персонажа, но, как говориться, хер там плавал.
И да, то что в конце он пощадил Коннора не спасает ситуацию.
Во-вторых, необъяснимые поступки персонажей (как главных, так и второстепенных). Время от времени персонажи делали и говорили вещи, которые абсолютно выбивали меня из колеи и просто хотелось закричать "Почему???". Дело в том, что некоторые слова и поступки вообще никак не вязались с психологией героев. Есть чувство, что их просто притянули за уши. Приведу примеры в спойлерах.
К примеру, меня поразило как быстро вдруг Риса влюбилась в Коннора, да так сильно, что в какой-то момент она вот такое выдала: "А теперь он, не дай бог, мертв, и им, может быть, никогда больше не придется встретиться. Это невыносимо. Если он мертв, ей тоже не жить. И точка." Что, блин? Вот от Рисы такого не ожидала. Как говориться, ничто не предвещало беды. Риса - разумная, очень самостоятельная, сознательная и практичная девочка. Да по большому счёту, только благодаря ей Коннор не попался через пару часов после побега. Она выросла в интернате, где каждый день ей приходилось отстаивать свои позиции (в отношении всего), бороться за право быть здесь и быть услышанной. Она выросла без семьи, во враждебной, агрессивной обстановке, и, очевидно, не является той девушкой, которая может так быстро к кому-то привязаться, а уж тем более, влюбиться без памяти, да так, что "Если он мёртв, ей тоже не жить. И точка". Да что, блин, происходит? Ты знаешь его два понедельника, когда ты там успела влюбиться, да ещё и так сильно? Это вообще не вяжется с психологией персонажа. Я бы больше поверила, если бы в случае смерти Коннора Риса просто отряхнулась и пошла дальше. Не буду приводить ещё примеры, а то будет слишком много текста, просто поверьте, они есть.
В-третьих, как же я это не люблю, преклонение перед ГГ. Коннор, как мне показалось, всегда был чуть-чуть более главным героем, чем Риса и Лев. И было какое-то странное и непонятное, я бы даже сказала, нелепое преклонение перед ним. И ладно бы это имело какое-то логическое объяснение, но НЕТ! Примеры приведу в спойлерах.
Все, по какой-то причине, видят в Конноре лидера. И по пути на Кладбище все почему-то считали, что именно он может дать отпор Роланду. Потом после погрома на Кладбище все его почему-то беспрекословно слушаются (разбушевавшаяся толпа беспрекословно слушается какого-то чувака, который всегда держался особняком, был ко всем неприветлив и не имеет друзей и который вдруг тут всплыл во время бунта и единственный говорит всем, что они все неправы и так вообще делать нельзя и вы все плохие и вас всех вообще надо на разборку отдать, и они конечно же отходят в сторонку, осознавая какие же они плохие, ага, ага, конечно, верю. Да в реальной жизни в лучшем случае они бы его просто послали по всем известному адресу в не очень приятное место.). И Адмирал по какой-то причине выбирает именно Коннора среди всех остальных ребят, чтобы сделать его своим шпионом. И после ухода Адмирала на Кладбище (ЕСТЕСССНО) становится главным Коннор. И это всё при том, что, вообще-то, Кладбище существует уже не первый год и там есть, к примеру, старожилы, которым сейчас, например, почти 18, а попали они сюда в 13-14. Но да, да, представим что среди них вообще нет никого выдающегося и это просто серая масса, они же не Коннор, о великий Коннор. И вообще всё время все перед ним преклоняются, как же иначе, он же Беглец из Акрона, конечно. И ладно бы, если бы он проявлял хоть какие-то лидерские качества, но он не то что их не проявлял, я бы его поведение назвала максимально "антилидерским". Он всё время держался один, общался с другими только по необходимости и никогда не тянулся к людям и не интересовался общими делами, занимался только тем, что касается его лично, не заводил друзей, был груб и неприветлив. КААААК?? Ну каким боком он лидер то???
И вообще, почему такая шумиха вокруг этого "Беглеца из Акрона"??? Я не верю, что другие подростки, которые буквально каждый год сбегают, чтобы избежать разборки, не творили ничего более безумного и удивительного, чем то, что сделал Коннор. Учитывая, что любой человек, спасая свою жизнь будет идти на любые крайности, учитывая, что беглецы у них там далеко не редкость, и что на разборку могут отдать даже просто за плохие оценки в школе, что это происходит на постоянной основе с огромным количеством подростков в возрасте от 13 до 18 лет, нуууу я думаю такие случаи, как с Коннором, вообще там должны считаться серыми буднями, а не возводиться в разряд легенды.
И самое печальное, что если бы Коннор реально проявлял лидерские качества и были бы у него ну хоть какие-нибудь лидерские проявления, это можно было бы интересно обыграть. Но, увы.В-четвёртых, идея мира сомнительна. Билль о жизни сомнителен. Не сам по себе, нет, я верю, что чисто теоретически люди действительно могут свыкнуться с таким, но это должно было происходить ОЧЕНЬ постепенно. А здесь говориться так, будто в какой-то момент они просто предложили "А давайте будем отдавать подростков на разборку и тем самым убивать их на постоянной основе прикрываясь благими целями!" И весь мир такой: "А давайте!". И всё. Конец. Ну так ведь не бывает! Такое можно ввести в общество, да, но это ооооочень сложно и очень постепенно. Чтобы такое стало нормой, должно смениться не одно поколение. Будут бунты, протесты и их будет ОЧЕНЬ много. А тут это...ну, странно. Да и вообще эта идея, пусть и ужасная, была достаточно перспективной в контексте книги. Развить эту идею со стороны норм и моралей общества, порассуждать на интересные темы типа добра и зла и цены человеческой жизни, и как далеко могут зайти люди. Можно было бы поговорить о душе человека, побольше порассуждать о том, что это, где это и т.д. (очень интересная тема, как мне кажется. Мне этого очень не хватило. Кстати, зацепила история СайФая, которого, к сожалению, было мало. Он и его сложная ситуация были для меня в разы интереснее остальных героев.) Также можно было бы показать, как это повлияло на общество и как легко общество закрывает глаза на то зло, которое их не касается. А здесь это всё было недораскрыто, мне этого не хватило. Всё это было как-то вскользь. А жаль, идея сама по себе интересная (для книги), хоть и ужасная по своей сути.
В-пятых, серые герои. Совсем никакие. Ну, кроме Рисы, она действительно, особенно в сравнении с остальными, достаточно интересный персонаж. А вот Лев и Коннор... нуу, такое. Мне, вот честно, всё равно, будут они жить или умрут. Мне плевать, и это плохо. Это значит, что героев не раскрыли. Это просто имена. Да, мы знаем пару фактов про них, но этого недостаточно (и если со Львом ещё более-менее, то Коннор вообще никакой). Я не знаю, о чём они мечтают, чего боятся, какие у них черты характера, какие особенности и т.д. А жаль. Я не могу переживать за тех, кого не знаю.
В-шестых, любовная линия ради любовной линии. Вот знаете, есть такие любовные линии, когда ты чувствуешь всё это вместе с героями. Влюблённость, трепет. Чувствуешь, как они начинают влюбляться друг в друга, как окончательно признают свои чувства и как их отношения развиваются. Чувствуешь, как это влияет на героев, на их отношения и на сюжет. А есть такие любовные линии из разряда "чтобы были", когда герои просто в какой-то момент вдруг начинают целоваться. Ии... всё. И вот здесь любовная линия относится ко второму типу. И это очень печально. Лучше бы её не было. Это тот самый ненавистный мне стереотип о том, что если ГГ примерно одного возраста и разного пола, то у них обязательно должна быть ЛЮБОФФ.
Что ж, надежда пока живёт в моём сердце, а нелюбовь к незаконченным делам процветает, так что буду читать продолжение. Надеюсь, станет лучше. ПОКА не рекомендую. И да, всё что я здесь накалякала - моё личное субъективное мнение. Никого не хотела обидеть.
Всем добра :)
P.S. Спустя несколько месяцев. Хотя, если честно, я потеряла счёт времени. Я прочитала, примерно, треть второй книги ("Разделенные") и мне настоооолько неинтересно, что больше терпеть это я не могу. Бросаю эту книгу и трилогию. Надежда бьётся в конвульсиях. Простите, не могу я, не моё это.
8410