Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Generation `П`

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2008 г.
    У В.Пелевина в романе «Generation «П» чудный новый мир станет следствием появления нового “поколения праведников“ /20;297/ - группы избранных: их тридцать – по числу частей мифической птицы-царя Семурга. (Сравним с любимой идеей М.Павича о смене поколений “сильных отцов” и “слабых детей” и наоборот /19/.) У Пелевина тоже сопоставляются два поколения: отцы – бездуховные потребители, предавшие идею Вечности, дети – духовны.
    Все же это не совсем возрастное! Ибо главный герой (и сам автор) по возрасту попав в поколение “П”, не желает идентифицироваться с ним. Если поколение “П” приняло психологию новых русских – психологию потребления, то герой Пелевина, Татарский, думает, что сам он остался “старым” – не то, что другие: “А с другими – в том числе и с теми, кто учил Татарского держать равнение на вечность, - началось твориться что-то странное. … Само пространство, куда были направлены эти взгляды… стало сворачиваться и исчезать… Вокруг замелькали свосем другие ландшафты.
    Татарский пробовал бороться, делая вид, что ничего на самом деле не происходит. …Тесно общаясь с людьми, которые тоже делали вид, что ничего не происходит, можно было на некоторое время в это поверить” /20;14/. Но вот “вечность исчезла, Татарский оказался в настоящем. …Этот мир был очень странным. …Никакой сущности у него теперь не было. Во всем царила страшная неопределенность.” /20;17/. “Положение современного человека не просто плачевно – оно, можно сказать, отсутствует, потому что человека почти нет” /20;107/.
    Да, вот так: “…у человека не возникает даже возможности задаться вопросом о своей настоящей природе. … Самоидентификация возможна только через составление списка потребляемых продуктов, а трансформация – только через его изменение” /20;113/.
    Главная ценность этого мира – деньги, они “и есть четвертое измерение”. “Человек думает, что потребляет он, а на самом деле огонь потребления сжигает его, давая ему скромные радости” /20;155/.
    Литератор Татарский, попав в бизнес (масс-медиа), в отличие от своих сослуживцев пытается бороться с “заразой” потребления, находясь не просто внутри кухни пиара, но выступая ее идеологом. Татарский, в сущности, – маргинал. Он выбран в главные герои романа, вероятно, для того, чтобы вывести определенную группу читателей - новых русских и тех, кто ориентируется на их ценности, - прямиком к духовности.
    Насколько органичен сей путь?
    Герой ищет источник мирового зла – “жирную надмирную тушку” /20;223/. И, представьте, находит: поколение “П” – и есть страшный вавилонский пес Хаоса, предвестник Конца света /20;297/. Сам-то уж Татарский cчитает, что себя не замарал, ведь пришел к власти случайно, вследствие интриг в организации, - относит себя к поколению “детей”, отрицающих бездуховность. Увы! - герой по определению не может быть «белым и пушистым»: он талантливо растлевал людей, прельстившись Маммоной, и вряд ли ему удастся возглавить «поколение праведников». Но автор романа этого как бы и не замечает. Финал книги оптимистичен: духовность легко сменяет бездуховность (как одно время года сменяет другое).
    Хорошо, что в финале «Generation П» духовность становится массовой – как черта целого поколения. Но вот механизм смены ценностей довольно случаен – надоело (стало немодным) просто потреблять. Замена всемирного зла всемирным добром, победа над темными силами обесценивается здесь способом ее достижения: разрыв с этической традицией воздаяния превращает глубинную духовную трансформацию и мучительный порой путь самосовершенствования человека в пиар-акцию (буквально - в смену рекламных клипов).

    https://www.goldmoscow.com/tovar/tovr126rus.htm
    5
    32