Рецензия на книгу
The Decagon House Murders
Юкито Аяцудзи
Аноним19 января 2021 г.Остров невезения в океане есть
Он должен убивать их по порядку, по очереди. Точно как в романе известной английской писательницы - медленно, одного за другим.Уже первые страницы "Убийства в десятиугольном доме" без лишних экивоков сообщают нам, что все герои этой истории обречены. Более того, это будет не иначе, как в "Десяти негритятах" Агаты Кристи. Именно так и только так! Одинокий остров, хранящий страшную тайну и гости, которые будут умирать там по очереди. Есть только одна вещь, которая портит впечатление от подобной завязки. Это вовсе не предрешённость, а употребление местоимения "он", когда мы знакомимся с мыслями будущего убийцы. Вот так сходу - бац! и все будущие дамы исключаются из круга подозреваемых. Автор сразу даёт понять, что образа коварной злодейки искать не стоит.
Итак, семь студентов на несколько дней отправляются на легендарный остров, где полгода назад разыгралась страшная трагедия, повлёкшая множество смертей. Следствие вроде бы закрыто, но что произошло в реальности никто, ясное дело, не знает. Все студенты - члены детективного клуба, поэтому в данном приключении - пожить отрезанными от мира в таком жутком месте - ими движет ещё и любопытство. А ну как им удастся приблизиться к разгадке тайны? Настоящих имён героев мы не знаем. Согласно традициям клуба они называют себя именами великих писателей детективов. Таким образом, у нас имеются: Эллери Куин, Джон Диксон Карр, Гастон Леру, Эдгар Аллан По, Ван Дайн, Агата Кристи и Эмма Орци. Вся эта юная шайка-лейка селится в десятиугольном доме - архитектурном чуде, спланированном и построенным погибшим владельцем острова. Ну а дальше начинает воплощаться план по уничтожению прибывших.
Действие романа происходит в двух локациях. Первая - маленький остров, где погибают студенты, вторая... да тоже, собственно, остров, только побольше, на котором расположена основная территория Японии. Там, друзья отправившихся в приключение студентов пытаются разгадать давнюю загадку того самого острова. Но они даже не подозревают, что сейчас на нём разыгрывается не менее страшная трагедия и не в состоянии помочь обречённым.
Книга читается на одном дыхании и очень затягивает. Ничуть не смущает отсутствие литературных описаний, равно как и отсутствие прорисовки характеров. Нет тут никакого психологизма, нет ни малейших истории из прошлого героев. Есть только схематичные фигуры, схемы и детально описанные события, благодаря чему можно строить собственные догадки. Из непонравившегося стоит отметить мотив убийств, который показался мне не совсем обоснованным. Ну и хаотичность действий убийцы. Как-то у него всё по-русски вышло - на авось. В остальном же более чем увлекательно.
Предисловие к этому роману написано Содзи Симада, автором известной книги "Токийский зодиак". В своей вступительной статье господин Симада вкратце рассказывает историю детективного жанра в Японии. Тут всплывает часто упоминаемый ныне термин "хонкаку". Звучит, конечно, загадочно, но на деле это означает всего лишь традиционный ортодоксальный детектив, в котором писатели не отходят от канонов "золотого века" и делают упор на логические умозаключения плюс немного чисто японского колорита. В середине прошлого веке хонкаку пришлось трудно, его стал вытеснять социальный детектив, которому до сих пор отдают предпочтение как в Японии, так и в других странах. Однако, с конца 1980-х хонкаку снова поднимает голову. Теперь это уже "син-хонкаку", то есть новый традиционный детектив. Базовые законы жанра остались прежними. Так, на первом месте всё ещё присутствует элемент игры, в которой читатель может попытаться использовать логическое мышление, чтобы самостоятельно отгадать предложенную загадку. А ещё новый детектив лишается литературных изысков и сосредотачивается на технике условного воссоздания событий. Таков и представляемый Симадой роман Юкито Аяцудзи.
Я только не поняла, почему в аннотации сказано, что в соответствии с канонами жанра хонкаку мы с самого начала знаем, что этим персонажам суждено умереть. С каких пор такая предрешённость является каноном классического детектива? Или это та самая, чисто японская черта, привнесённая в жанр?
691,5K