Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Загадочное ночное убийство собаки

Марк Хэддон

  • Аватар пользователя
    Аноним17 января 2021 г.

    Кто же убил Веллингтона?

    Ничего себе название книги, правда? На первый взгляд кажется несколько странным, громоздким, и совершенно невозможно предугадать, что тебя ожидает. Потом, едва раскрыв книгу и увидев на месте первой главы главу под номером 2, можно задаться вопросом: да что происходит? Но уверяю вас, всё встаёт на свои места, едва вы понимаете, что рассказ ведется от лица мальчика-подростка по имени Кристофер, страдающего аутизмом.

    Кто-то убил соседскую собаку, которую звали Веллингтон, убил жестоко, вилами. Так получается, что именно Кристофер находит труп животного. С этого момента он принимает решение выяснить, кто совершил преступление и описать свои детективные изыскания в книге.

    Трудно избежать если не сравнений, то сопоставлений с известнейшим романом Дэниела Киза "Цветы для Элджернона". В обоих произведениях мы имеем возможность взглянуть на мир глазами людей, которые видят его по-другому, которые по-другому воспринимают реальность, по-другому реагируют на внешние раздражители. Но если Чарли, герой романа Киза, считал себя глупым, то Кристофер далёк от такой мысли. Тут скорее напрашивается параллель с фильмом "Человек дождя", поскольку Крис обладает редкостным логическим складом ума с феноменальными способностями к математике и такой же феноменальной памятью. Он помнит, чем занимался в любой из дней своей жизни, во что был одет он или его родители, с легкостью решает математические задачи любой сложности в уме, но вот совершенно не разбирается в человеческих эмоциях, в мотивах их поступков. Его мир жестко рационален и упорядочен. Настолько, что даже простая перестановка мебели в доме может вывести его из равновесия, или порой достаточно увидеть на улице несколько машин желтого цвета, и в такой день мальчик не станет есть, говорить, а просто будет сидеть в углу и решать квадратные уравнения, не замечая никого вокруг.

    У Марка Хэддона очень ловко и правдоподобно получается погрузить читателя в мир подростка с особенностями. Очень сложно представить себе ход мыслей другого человека. А если это человек, который в принципе мыслит иначе? В ходе своего расследования Кристофер сталкивается с совершенно неожиданными открытиями, которые его рациональный ум не может логически объяснить. Оказывается, люди, его окружающие хранят миллион секретов. Почему вчерашняя доброжелательная соседка вдруг не хочет пускать его в дом? Почему отец плохо отзывается о человеке, с которым практически не общался, и запрещает Кристоферу что-либо расследовать об убийстве бедной собаки? Почему маму поражает совершенно неожиданный недуг? Мир взрослых так запутан и непонятен, их эмоции невероятно сложны, особенно для мальчика, который не любит смотреть в глаза при разговоре и не терпит прикосновений, ему сложно усваивать сразу большой объём информации и да, он может быть агрессивен, если чувствует себя плохо, расстроен или сбит с толку.

    Книга захватывающая, с интригой, с практически детективной составляющей. Самое интересное, что мы видим картину не в целом, даже не разрозненные частички головоломки, а словно подглядывая в замочную скважину или глядя в небо, приложив ладони к голове и закрывая себе обзор: очень линеарное видение, не оставляющее места для воображения и генерирования гипотетических ситуаций. Почему? Да потому что Кристофер в принципе не способен представить что-то такое, чего он не видел или чего не было. Именно поэтому он никогда не лжет, не понимает шуток и метафор.

    Отдельного слова заслуживают герои романа. По сути, основные действующие лица - это, помимо Кристофера, его отец и мать. Люди, которых он знает лучше всех остальных. Мальчик, в силу своих особенностей, не всё понимает, но основываясь на его словах, мы вполне можем представить себе, что его родителям порой очень и очень с ним непросто. Кристоферу пятнадцать, но подчас разговоры с ним напоминают общение с роботом. Он паталогически зациклен на себе и подчас не слышит доводов взрослых. А взрослые… взрослые срываются. Не хочу спойлерить, чтобы не разрушать интригу. Скажу лишь, что ситуация непростая и, наверное, не стоит никого осуждать или возводить в герои. Что-то мне показалось неприятным, что-то было сложно понять, но автор на то и автор, чтобы создавать противоречивых, оригинальных персонажей. А еще меня порой очень пугал абсолютный холодный рационализм мальчика. У меня создалось впечатление, что он никого не любит. Всегда и во всем во главу угла он ставит себя. Он может быть опасен для окружающих, в силу своих реакций, которые ему самому кажутся вполне логичными, но он не отдаёт себе отчета, что такое поведение - не норма в обществе. Возможно, в случае Кристофера именно так и проявляются его поведенческие особенности. Возможно. Но от этого не менее жутко. Даже смерть в его системе координат - это просто небытие, нечто, что раз и навсегда выпадает из его реальности. Даже если это смерть кого-то из близких: "Но я не огорчаюсь из-за всего этого. <...> Так что я грустил бы о вещах, которые нереальны и которых не существует на самом деле. И это было бы глупо."

    Но это всё очень глубокие, сложные вопросы, которые способны только расстроить Кристофера. В его упорядоченном мире нет места непонятным эмоциям и нелогичным поступкам, порой совершаемых взрослыми. Всё, что ему на данный момент важно - это сдать экзамен по математике на уровень А и выяснить, наконец, кто же убил Веллингтона?

    11
    758