Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Петр Первый

Алексей Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним12 августа 2012 г.

    Книга описывает детство, юность и первые "великие" свершения русского царя Петра I. Почему "великие" в кавычках? Это будет ясно, если внимательно прочитать книгу.

    С точки зрения исторической достоверности книга далеко не идеальна - многие из описанных событий явно придуманы автором (аутентичных источников, повествующих о молодых Петра очень и очень мало, и если бы автор опирался только на них, повествование не было бы так богато на события), а некоторые реальные факты либо искажены, либо вообще опущены. Так, Толстой "теряет" одного из царей, соединяет в один несколько бунтов и допускает ещё рад мелких ошибок.

    Композиция романа неоднозначна - первые две книги, наибольшие по объему, посвящены наименее содержательным, с точки зрения богатства значимыми событиями, периодам жизни Петра, в то время как наиболее интересным и известным событиям, прославившим царя - Северой войне и основанию Санкт-Петербурга внимания уделено крайне мало. Самых известных сражений в книге и вовсе нет - она заканчивается примерно на середине Северной войны.
    Не слишком понятны дополнительные сюжетные линии, не получающие особого развития - вероятно, они обязаны помогать читателю погружаться в атмосферу тогдашней России, но на деле они лишь отвлекают от основного сюжета, с которым практически не пересекаются.

    В чём же идея данной книги?
    На мой взгляд, цель, которую ставил перед собой Толстой, работая над данной книгой - показать, что Пётр был Первым, но не Великим. Только этим можно объяснить и название книги, и странную её композицию, и особенности образа Петра и его окружения.
    В центре событий находятся два исторических деятеля - Петр Первый и Алексашка Меншиков, по сути, полные противоположности. Петра Толстой делает неловким, резким, грубым, временами даже недалёким. Меншиков же характеризуется исключительно как "ловкий" и "умелый" - он отважно идёт в бой, когда Пётр пребывает в нерешительности, может найти выход из таких ситуаций, в которых молодой царь теряется.
    По сути, многие из свершений Петра представлены Толстым как свершением Меншикова или кого-то ещё из приближённых царя. При этом, пользуясь доверием этого самого царя, его приближённые используют свою близость к власти в своих меркантильных интересах.
    В этом плане показательная сцена в строящемся Петербурге, когда Пётр, сидя в своём скромном домике, рассуждает о том, что власть имущие должны жить по средствам, избегая всяческих излишеств, и Алексашка, чей богато украшенный дворец в этот момент достраивается, делает вид, что охотно соглашается с ним.
    Что же делает в книге сам Пётр? Практически ничего. Он много пьёт, курит, грязно шутит, много ругается и временами трусит. Практически все его задумки проваливаются, а если и удаются, то лишь благодаря стараниям других людей. Многие из его идей совершенно лишены смысла, и, на этом Толстой делает акцент, народом совершенно не приветствуются.
    Реформы Петра, в представлении Толстого, носят исключительно поверхностный характер (с этим, к слову, вполне можно согласиться), и воспринимаются народом враждебно, либо принимаются, но совсем не в том виде, в котором Петру бы этого хотелось.

    Читать книгу достаточно тяжело и временами даже скучно, но при этом она заставляет задуматься над тем, чем же на самом деле был Пётр Первый для русского народа, кем он являлся сам по себе и действительно ли он так велик, как привыкли думать в России?

    16
    165