Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним11 августа 2012 г.Впервые я прочитал «Собор Парижской Богоматери» около года назад, и вот теперь решил перечитать. Что интересно, при повторном прочтении книга произвела совершенно иное впечатление: это не просто исторический или любовный роман, это крайне тонкое, едкое сатирическое произведение.
Его философская подоплёка — рассуждения о Судьбе. Множество случайностей сплетается в фатальность, в рок. Сирин из романов Алекса Гарридо улыбается, но в этот раз его улыбку сложно назвать доброй.
Критический элемент романа — рассуждения о судьбе архитектурных памятников и архитектуры как искусства, занимающие достаточно места в начале книги.
Зато сатиры очень и очень много. Гюго тонко иронизирует как в описании Парижа и его жизни, так и при создании образов главных действующих лиц. Витающая где-то в облаках цыганка, глухой горбун, ветреный поэт-философ, постепенно сходящий с ума священник-алхимик, красавец-солдафон, беспутный школяр... В каждом из героев есть нечто, делающее его одновременно весьма реалистичным и при этом сатирическим героем — не человеком, а собирательным образом, вобравшим в себя основные черты определённого типажа людей. Не сословия или социальной ниши, а именно типажа.
Впрочем, различные сословия — от бродяг до монархов — Гюго тоже высмеивает, пусть и довольно изящно. Может, подобное отношение к героям и можно не прочувствовать, не заметить, но иначе объяснить то, что основное внимание автора концентрируется именно на «странностях» действующих лиц. На своеобразном мироощущении Гренгуара, который не может понять, кого любит больше — девушку или козочку, на том, что Эсмеральда практически оторвана от реальности, а Феб не может ни запомнить, ни выговорить её имя, не ошибившись. Про остальных вообще можно молчать.
1682