Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Машенька

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    elve_alyona16 января 2021 г.

    Наше прошлое - бессмертная действительность

    Часто ли вы задумываетесь о вещах, которые произошли с вами хоть десяток лет назад? Вспоминаете свою первую любовь, овеянную в нашей памяти ореолом невинности и детской смелости? Уверена, каждый из нас может воспроизвести в своей памяти чувства, которые испытывал при первом признании в любви, а уж если это было взаимно... В любую секунду, особенно в секунды той неразличимой задумчивости, мы можем окунуться в воспоминания. И редко получается вынырнуть сразу и преодолеть соблазн повтора.

    Роман Владимира Набокова “Машенька” навеян воспоминаниями: о России, о любви, о чувствах нежных и неожиданно неприятных. Главный герой Лев Глебович Ганин живёт в пансионе, где внезапно для себя встречает свою прошлую любовь Машеньку - не в физическом обличии, а на фотографиях соседа по фамилии Алферов. Он, кстати, является мужем Машеньки.

    Машенька же, как мне показалось после прочтения, это образ России, той непреодолимой нежности и пылкой любви к родине Ганина. Эта миленькая, весёлая, постоянно хохочущая девчушка возвращает Льва Глебовича в Россию через воспоминания. Герой представляет перед собой летние тёплые вечера в деревне, свои прогулки с велосипедом, первую встречу с Машенькой - как он пытался добиться её внимания, беседку в саду и разговоры Машеньки со своими подругами. Представляется и зима, как было до невозможности, по-русскому холодно, но как Машенька, с расстёгнутой курткой, грела его у своей груди. Все эти моменты всплывают в памяти и доводят Льва Глебовича до уровня счастья, до того уровня здоровья и радости, что он уже собирается встретить Машеньку на вокзале, чтобы забрать её с собой - возможно, в Россию, а возможно просто куда-нибудь, чтобы она была вместе с ним. Она - его родина.

    В последний же момент Ганин останавливается. Здесь он понимает: этот роман уже не вернуть, как и Россия, он стал для них прошлой жизнью. Теперь у них другие обязанности, другие люди вокруг них, они находятся в чужой стране, да и сами-то поменялись. Ганин как-то думал, что его любовь к Машеньке угасла - как раз тогда, когда они расстались, но тут, вороша воспоминания, пролистывая стоп-кадры в памяти, Лев Глебович понимает, что всегда любил её, будет любить, но только теперь их дороги должны разойтись.

    Есть в этом произведении ещё некоторые интересные персонажи. Можно упомянуть, к примеру, Подтягина - российский поэт, который уже не промышляет писательством. Это уже больной старик, который из последних сил и возможностей пытается отправиться во Францию к племяннице, но визу ему не дают. И вот, уже получив визу, Подтягин теряет паспорт. Его берёт ещё один удар, сердце не выдерживает. Это та самая печальная история, за который каждый раз я не могу наблюдать без слёз - человек уже отжил свои годы, но у него всё ещё есть цель, путь к которой, как на зло, прерывается смертью.

    Клара - такая светлая, чистая девушка. Она тайно влюблена в Ганина, но, прекрасно зная о некой романтической связи своей подруги Людмилы и Льва Глебовича, мирно вздыхает. Да, у Ганина была небольшая вспышка любви к Людмиле, правда после первой ночи эта любовь угасла так же быстро, как и вспыхнула.

    От части это - автобиографичный роман. Набоков сам покинул Россию, долго скучал по ней, не мог расстаться со своей любовью. Владимир Владимирович писал: “Его (Ганина) Машенька и моя Тамара – сестры-близнецы; тут те же дедовские парковые аллеи; через обе книги протекает та же Оредежь”. Тут же Набоков упоминает свою автобиографическую книгу “Другие берега”. Конечно, учитывая, что “Машенька” - первый роман Владимира Владимировича, можно сразу сказать: между Ганиным и автором к моменту написания “Других берегов” стоит огромный временной промежуток, но любовь к родине, пусть даже не такая явная через некоторое время, остаётся с человеком на многие-многие годы.

    Содержит спойлеры
    12
    515