Рецензия на книгу
Башня шутов
Анджей Сапковский
Аноним16 января 2021 г.Магия Сапковского
Я очень люблю эпопею о ведьмака из Ривии, поэтому новость о начале новой серии от автора воспринял положительно. В банке доверия имени меня у пана Сапковского открыта большая кредитная линия без поручителя, залога и смс, поэтому вопрос о покупке не стоял как таковой. Был только вопрос, будет ли это одна большая книга, или амбициозная серия. Перед покупкой я ради формы посмотрел аннотацию, но на моей памяти, она может посоревноваться за титул самой неинформативной.
На этот раз господин Сапковский решил провести своего читателя через исторические события Восточной Европы в период средневековья. Интересный выбор. В течение многих лет у автора в многочисленных интервью и других тематических мероприятиях спрашивали о реальных прототипах государств, событий в его фэнтези вселенной. Тогда автор постоянно отвечал, что никаких прямых совпадений нет. Как говорится, все совпадения случайны, а события вымышленными. Такое впечатление, что автор решил закрыть этот вопрос и перенести нас к реальной исторического наследия. Так сказать, хотели историзм - вот вам реальная эпоха, получите и распишитесь. Тем не менее, я постоянно чувствовал, что перемещение не произошло. Нет, мы до сих пор где-то в Темерии или Редании. Это ощущение сложно описать словами, это надо чувствовать самому.
Однако, если вы думаете, что перед нами нечто вроде исторического эпоса, то у меня есть замечания. По началу, автор делает очень маленькие намеки, что все не так просто. Он жонглирует реальными персоналиями, событиями с фэнтези зарисовками. Магия здесь ощущается как откровенная чертовщина, которая врывается в реальную жизнь несмотря на обычные правила, но следуя собственным. Количество этой чертовщины следует поговорке: "Чем дальше в лес, тем больше дров". При этом есть то самое чувство реализма нереальной магии. Возможно, это и есть та самая магия Сапковского. Темп в книги несколько замедлился, для кого-то это будет преимуществом, поскольку ты более глубоко воспринимаешь события. Однако следует оговориться, что читать эту книгу набегами в транспорте по тридцать-сорок минут не стоит. Здесь лучше зарезервировать в своем графике два или три часа, и неторопливо читать, ловить эстетическое удовольствие. К слову, автор завез килотонны латыни. Это мне напомнило "Войну и мир", где количество французской речи стремилось заполнить все нижние колонтитулы в книге.
Из явных недостатков я могу назвать сюжет, а точнее, количество важных сюжетных элементов на хронометраже. Не поймите меня неправильно, но этот кирпич ощущается как затянутый пролог к чему-то. Мол, подожди, сейчас как начнется эпик, аж с кресла упадешь. Ты ждешь, ждешь, а потом уже конец книги. Эпик ты увидишь в следующей серии... а может и нет.
Вызывают вопросы персонажи. Главный герой... балбес... он хуже Лютика. Я как-то отвык от такого рода персонажей, которые являются самой большой проблемой для самих себя, будучи при этом абсолютно беспомощными. Если Лютик был эпизодическим персонажем и не страдал наивностью (при всех остальных недостатках), то Рейневан просто бесит. Я привыкал к нему добрую половину книги. А самое печальное то, что к концу книги он не набирается ума, хотя должен был, жизнь преподала уроки. Второстепенные персонажи получились занимательными, колоритными, хотя какого-то развития тоже не получили.
Итак, это замечательная книга, которая одновременно отличается и не отличается от культовой работы автора.
91,2K