Рецензия на книгу
Сорняк, обвивший сумку палача
Алан Брэдли
Аноним9 августа 2012 г.Вторую книгу серии, если первая пришлась по душе, всегда принимаешься читать с большой опаской – слишком велик шанс разочароваться в полюбившемся авторе. Особенно продолжение вызывает подозрение, если точно уже знаешь, что писатель не ограничился дилогией или трилогией, а написал уже целых четыре книги и не собирается останавливаться на достигнутом. Начинаешь бояться, что он начал графоманить, скомкал сюжет, книга потеряла свою прелесть, а герои перестали радовать своей живостью. Так случается довольно часто.
В случае с «Сорняком, обвившим сумку палача» большинство моих страхов оказались совершенно напрасными – книга мне понравилась, хоть и чуть меньше чем первая, но об этом позже. Неглупая, интересная, читающаяся на одном дыхании. По всей видимости, особый талант Алана Бредли – это умение рассказывать трагические, страшные истории без показной мрачности или мелодраматического надрыва. Но и без неуместных кривляний, свойственных многим т. н. «ироническим детективам».
А еще ему удалось создать на страницах своих произведений невероятно притягательную атмосферу. Ощущение особой «уютной» запущенности и несколько даже преувеличенной провинциальности сохраняется даже несмотря на то, что на протяжении всей книги героями постоянно упоминается один из явных признаков цивилизации – телевидение, а сюжет крутится вокруг сотрудников BBC. Читая «Сорняк, обвивший сумку палача» хочется если не поселиться в такой местности, то, как минимум, провести там отпуск.
Если бы еще Офелия и Дафна не так раздражали! Прямо-таки злые сестры Золушки, слишком «картонные» на фоне всех других персонажей книги, этакие «ванилька» и «гламурщица» с поправкой на эпоху середины прошлого века. Героини вызывающие море негатива, хотелось бы встречаться с ними пореже, раз уж они настолько не удались создателю. Хорошо еще, что Флавия, в отличие от сказочного персонажа, преспокойно может дать сдачи, иногда даже слишком жестоко, но вполне остроумно.
А если совсем серьезно, то по-настоящему расстроила в книге только ее композиция. События в первой половине развиваются столь неторопливо, что начинаешь думать – а будут ли они вообще? Ожидаемое преступление происходит только в середине книги, а финальное объяснение произошедших событий скомкано чуть ли не до нескольких абзацев. Конечно, детективная история – вовсе не самое важное и интересное в книгах о Флавии, но именно она составляет их сюжетный стержень. И во второй книге серии она мне показалась не столь гармонично поданной, как в первой.
Итак, если подвести итог, «Сорняк» понравился мне чуть меньше, чем «Сладость», но все же доставил огромное эстетическое удовольствие. Ставлю четыре звездочки и протягиваю руку за «Копченой селедкой без горчицы».524