Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Extremely Loud & Incredibly Close

Jonathan Safran Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним14 января 2021 г.

    Джонатан Фоер рассказывает историю мальчика, который в трагедии 11 сентября потерял отца и пытается найти способ жить дальше с чувством этой потери. Он не знает, как заполнить пустоту, не знает как жить дальше с этой болью, которую сам он называет гирями на сердце. Он максимально хочет окружить себя вещами отца, прошлым, он постоянно возвращается мыслями к тому времени, когда отец еще был жив, и заново и заново причиняет себе этим боль. Он не может переступить через случившееся, так же как не может смириться с тем, что его мать, например, делает хоть какие-то шаги вперед. Пусть и через силу.
    И для контраста, в конце книги, Оскар встречает человека, уже взрослого, который тоже потерял отца не так давно. И их разговор и восприятие в принципе, построено на контрастах. Если взрослый хочет максимально избавиться от вещей, то ребенок - устроить чуть ли не мавзолей памяти. Если взрослый - отстраняется от событий и воспоминаний, то ребенок - живет ими. Дети еще не умеют закрывать воспоминания на ключ и возвращаться к ним, когда уже не так больно, дети не понимают, что надо переключать внимание, а не жить в своей боли, ведь это приходит со временем и пережитыми потерями.
    Параллельно нам рассказывается история бабушки и дедушки Оскара, и того, почему и как дедушка ушел. Эта история трагична, болезненна, потому что там не было любви и даже привязанности, а просто общие воспоминания. Вот только, после своей личной трагедии, дедушка так и не смог оправиться. Фактически, он сбегает в страхе новой боли, в отличии от Оскара, который в свои 9 лет ведет себя намного более храбро. Он находить ключ и задается целью отыскать замок, к которому этот ключ подходит. И превращает эти поиски чуть ли не в цель жизни. И, с одной стороны, этим он как бы приближается к отцу, ведь ключ был найден в его вещах, а с другой - находит себе занятие, отвлекающее от всей этой боли.
    Всего в книге 3 рассказчика и 1 история, рассказанная отцом Оскара, и их голоса - разные. Первая глава от лица Оскара вызвала сначала недоумение, потом удивление, но в итоге я поняла, что ребенок просто не может разговаривать иначе. Он не может не использовать некоторые слова.
    И как одна из характеристик его состояния - использование "жутко" и "запредельно", например, "запредельно красивая". У него ведь и остались только крайности: жутко больно и запредельно тяжело.

    1
    349