Рецензия на книгу
Таис Афинская
Иван Ефремов
red_star13 января 2021 г.Очистительный огонь
Яркий, цветной текст Ефремова. Его трудно назвать романом, действие скачет, качается, перепрыгивает, дав возможность автору описать античный мир таким, каким он себе его представлял. Художественные характеристики крайне сомнительны, герои часто срываются в пафосные монологи и размышления, само представление античного мира все меньше и меньше пересекается с современной научной картиной мира, однако что-то странно захватывающее в тексте есть. Убежденность автора в своей правоте? Яркость созданного им образа эллинской и эллинистической Ойкумены? Не знаю, но что-то время от времени заставляет меня перечитывать его романы.
Самым интересным в этот раз показалось любопытное преломление авторского представления о месте женщины в мире и современного феминизма в его популярно-сетевом изводе. У Ефремова речь ведь явно ведет о girl power, о том, что народы, принижающие женщин, неизбежно скатываются в ничтожество, однако же свободу женщин Ефремов понимает и мыслит не очень похоже на современный вариант – Таис и ее подруги, рабыни и бывшие рабыни, ставшие подругами, больше думают о необходимости сохранять упругость груди и округлость бедер (я, конечно, упрощаю, но не очень сильно). Все это не само по себе, а с высокой целью соответствовать божественному идеалу разных ипостасей Богини Матери, но по face value выглядит удивительно непривычно – никаких тебе гендеров и устранения естественного неравенства, наоборот, тщательное этого неравенства подчеркивание.
Ефремова бесит римская хладность к Эросу и культ государства. Удивительно видеть, что автор понимает неизбежность победы такого подхода, понимает мимолетность греческой свободы, но все же воспевает греков как образец, пусть и с изъянами в виде рабства и неприятных философов (на Аристотеля сильно взъелся Ефремов).
Резанул меня и неожиданный антисемитский (возможно, это слишком громко сказано) подтекст в рассуждениях о юморе народов. Ефремов говорит, что зажатые между великими державами Египтом и Персией народы лишены нормальной государственности, поэтому способны только на высмеивание окружающих. Вполне вероятно, что я додумываю за автора, но любопытно, как воспринимался этот пассаж в 1971 году.
Ефремову очевидно удались описания храмов, как внешние, архитектурные, так и внутренние, страшных тайн, скрываемых зловещими (и не очень) жрецами. Эти храмы – связывающие точки повествования, которые переводят Таис на новые уровни само- и миропознания. Египетские крокодилы, мрачный храм Кибелы, более веселый храм в Месопотамии, храм Афродиты на Кипре – все они по-своему хороши.
P.S. Ефремов пишет о Александрии Дальней, которая, мол, превратилась в цветущий город. Мне пришлось гуглить, чтобы узнать, что речь идет о Худжанде-Ленинабаде в Таджикистане. Считывал ли читатель намек в 1971?
512,1K