Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Соборяне

Н. С. Лесков

  • Аватар пользователя
    Аноним11 января 2021 г.

    Николай Лесков "Соборяне. Старгородская хроника" (1872)

    Слушайте, ну собственный Magnum opus - дело то не простое. Потому что в моменте тебе не всегда под силу определить ценность. Ты можешь замахиваться на объёмные романы, бросать меткие копья, а в историю войдёшь коротким рассказом, который был беспретенциозен и писался где-то между главами твоего magnum opus.

    Примеров неудавшихся главных работ в искусстве - пруд пруди. И неудавшиеся они не потому, что вышли плохо - нет, просто не дотянули до magnum. Может быть автор слишком старался, может быть не заметил, что с вдохновением нелады, а может быть... просто не смог.

    Публика, при этом, может реагировать совершенно по разному. Посмотрите, хотя бы, на последний фильм Нолана - там тебе и magnum opus и (не обвинения, но) замечания: "не получилось". И мне кажется, что те, которые говорят: да, это она, это великая работа - они, чаще всего, видят в ней то, чего ей не хватает; что-то ещё домысливают, достраивают, на что-то закрывают глаза. Как влюблённость в незнакомого человека. Ведь что мы любим в том, кого знаем один день (или пуще того, один пьяный вечер) - мы любим в нём то, что так ловко смогли домыслить.

    Именно такая участь, на мой субъективный взгляд, постигла "Соборян" Лескова. Перед прочтением мне попалась фраза Набокова о нём "У него в слоге попадаются забавные англицизмы, вроде "это была дурная вещь" вместо "плохо дело". Но всякие там нарочитые "аболоны"... — нет, увольте, мне не смешно. А многословие... матушки! "Соборян" без урона можно было бы сократить до двух газетных подвалов. И я не знаю, что хуже, — его добродетельные британцы или добродетельные попы". Причём меня сложно обвинить в заочном принятии мнения Набокова - всё таки он тот ещё критикан и успел пройтись, наверное, по всем русским писателям, кроме себя. Но на этот раз выразился достаточно метко.

    Серьёзно, я просто умирал под "Соборянами". Во многом именно от многословности, которой не находил оправданий. Было душно и даже скучно под наслоением бездейственных слов. Даже та самая правда уездного русского городка, которую часто ставят в заслугу "Соборянам" - даже она погребена и надо отчаянно верить в то, что правда есть, чтобы увидеть её. Т.е., если (возвращаясь к мысли Набокова) взять и разложить роман на составляющие части, затем сократить (да, сократить) их, то мы, действительно, увидим не только отличные темы (хотя, на мой взгляд, не особо бодро выдерживающие пресс времени), но и, что ценно, разные жанры и подходы. Другими словами всё это хорошо, просто Лесков вместо того, чтобы ювелирно скрепить кирпичики в одно целое - стал шлёпать и шлёпать цементом. Не приняли "Чающие движения воды" (первое название) - переписал, назвал "Божедомы" (второе название) и снова отнёс - снова не приняли, переделал в "Соборян" и, наконец то, дошёл до печати. Да вот беда, вместо того чтобы разбирать прошлые стены - он всё достраивал, подстраивал и подпирал, до тех пор, пока не заметить "Соборян" было уже нельзя. Не мытьём, так катаньем, как говорится.

    5
    878