Рецензия на книгу
Призрак Канта
Татьяна Устинова
Tarvalon11 января 2021 г.Татьяна Устинова - "Призрак Канта"
Навязчиво претендует на "разочарование года", увы. Это при том, что я в целом люблю устиновские детективы за атмосферность, концентрированный уют, приятные любовные линии и вообще в качестве мозгоразгрузочного чтива.
Итак, перед вами не просто абы какой детектив, дамы и господа, а - мистический, ибо содержит в том числе призрак в доспехах Канта, а если уж совсем начистоту, то ещё и Бесселя до кучи. Действительно, что за старинный дом без привидения... а события развиваются в поистине старинном доме (ныне гостиница) славного города Кёнигсберга.
Если честно, то впечатление от прочтения у меня неоднозначное: с одной стороны есть моменты (примущественно в описаниях мест дислокации), которые вот прямо квинтэссенция всего того, что я люблю в Устиновой. Честно говоря, я так предвкушала некое приятное лёгкое чтиво это после "Шерли"-то, да, мне так - до мурашек - понравилось начало... за "ртутную" воду залива вообще хотелось её расцеловать - настолько выпуклой оказалась картинка, хоть живи в ней... и тут вдруг вот это всё. Кант с Бесселем. Нет, они на самом деле там есть - не плод воображения, не игра слов и даже не бред вкупе с галлюцинациями (за это относительно рациональное объяснения я упрямо держалась до последнего, но нет).
История получилась маленькая и не так чтоб сильно сложная. Убери оттуда Канта (с Бесселем) - получится еле-еле повесть, так что их присутствие, как знаменитая картина из "Простоквашино", вероятно, имеет для автора весьма практичный смысл. Жаль, что для читателей не имеет. Никакого.
Даже в части рациональной (это которая без Канта и без Бесселя тоже) очень режут глаз штампы. Ну вот появляется очередной бездомный собакен - и тут же его усыновляют; или очередное лоскутное одеяло валяется на кровати - в "Селфи с судьбой" валялось и валяется тут... и ясное дело, что, может, приличные люди собак бездомных подбирают в масштабах страны десятками, и одеяло лоскутное тоже как бЭ не редкость, НО
В книгах одного автора, одни и те же мотивы это почти моветон, это штамп и избитость, в конечном итоге это почти неуважение к читателю, который "схавает" и очередную собачку (не люблю кошек, но вот почему - для банального разнообразия - не кошку, а?), и очередное одеяльце в стиле печворк. (Там даже сентенция про скорпиона а подушке слизана у себя же (если, конечно, уважаемый автор сама это всё пишет, а не литературные "негры"): только в первоначальном варианте вместо скорпиона был паук).
Ведьминский изумруд ещё отдельно доставил. Ну вот был бы камень и камень. Дорогой, фамильный, легендами обросший, но нет же - надо и вокруг него нагородить огород с потусторонними силами и предназначениями. Почти Сильмарилл получился, ладно, хоть руку за него никому не ... того. Собственно детектив здесь краешком и боком, в него отчасти вмешиваются мать их за ногу призраки, а развязка - вообще просто феерический "упс!".
СПОЙЛЕР: Я не поняла категорически - если тайный ход на маяке был замурован, и наш главгер, который ВасьВась, случайно в него попал, когда (благодаря призракам, аааааааа!) сдвинулось пространство-время, то КАК (???) через этот недоступный из нашей реальности ход прошёл главгад (разумеется, убийца - дворецкий), чтобы, собственно, совершить убийство? Для убийцы призраки тоже вертят пространственно-временной континууум (ох, сказала бы я, где они его вертят, но - самоцензура)?
В общем, резюмируя: разочарование и печаль. Я изначально не ждала слишком многого, но я ждала совершенно другого. Детектива я ждала, пусть и мелодраматичного, а не плясок с бубнами и вот этого вот всего.078