Рецензия на книгу
Gideon the Ninth
Tamsyn Muir
Аноним7 января 2021 г.Увидимся на той стороне
— Учитель сказал, что там до задницы призраков
и можно помереть?
— Именно.
— Сюрприз, моя мрачная владычица. Призраки
и возможная смерть — это просто-таки моё второе имя.***
Здесь может случиться что угодно. Рискнёте ли вы сюда заглянуть, попробуете ли пройти этот путь? В этом мире смерть — только начало. Тебя всю жизнь могут убивать, но ты выживешь вопреки всем законам мироздания. Ты можешь полюбить красивый труп, запертый в гробнице, хотя тебя родили за ним присматривать. Здесь убийца может ходить под ручку со своей жертвой, и никто ничего не заметит. Некромант можешь стать целителем вопреки своей природе. Здесь восьмилетка может писать любовные письма смертельно больному подростку. Здесь тебя будут ненавидеть всю жизнь, если ты посмеешь выжить, когда тебя убивают. Тёмное фэнтези с превосходным чёрным юмором Гидеон и обилием некромантов на метр квадратный сюжета — а с ними и трупов, скелетов, костей и смерти. А так как главная героиня — воительница, то в романе к тому же много превосходных дуэлей, противостояния, драк не на жизнь, а на смерть. Или драк ради жизни после смерти — говорю же, может случиться что угодно. Даже Мартин позавидовал бы такой свободе.С одной стороны, книга понравилась своей честностью. Думаю, целевая аудитория книги — это всё-таки подростки, но чтобы любить young adult, не обязательно быть подростком. И писательница не пыталась заигрывать с читателем, не пыталась угодить вкусам большинства фанатов YA, а честно писала о том, что нравится ей самой (тоже явно фанатка). В сюжете нет столь обыденной (если ГГ девочка) для фэнтези линии, когда «женщина тоскует по сильному/умному/харизматичному мужчине, а в конце они обречены быть вместе», хотя есть намётки любовных историй. Причём, пол для писательницы не имеет особого значения. Гидеон — воин, поэтому с натяжкой её характер можно было бы назвать мужским — уверенная в себе, умеющая за себя постоять, не боится ни трудностей, ни смерти, — но Гидеон превращается в неискушенную дрожащую 18-летнюю девочку, когда встречает своего краша, и обе эти грани характера Гидеон органично переплетаются между собой. Кроме того писательница не пыталась вершить в тексте справедливость: если персонажи должны были умереть ради сюжета — они умирали, все, от самого доброго до самого противного. Зато из типичных для YA элементов есть разделение людей на фракции (дома), борьба против системы и вездесущие всплески гормонов (хотя не все герои — подростки).
С другой стороны, это значит, что будет много людей, которым эта книга не понравится. Не все любят young adult в принципе. Много тех, кто не любит книги с большим количеством смертей (хотя здесь описаны сражения, но насилия как такового почти нет). Тех, кто любит книги с классической любовной линией. Тех, кто не любит, когда в книге толпа девушек и почти нет парней (здесь персонажей примерно 50/50, однако в центре сюжета всё-таки девушки). Тех, кто избегает книг с героями нетрадиционной ориентации (в аннотации очень громко обещаны некромантки-лесбиянки, поэтому я ожидала всего, но не того, что на самом деле Гидеон просто большую часть сюжета будет пялиться на красивых женщин, а в конце будет намёк, что она ещё и не прочь пообниматься со своим крашем, — но не более того). Тех, кто не любит тёмное фэнтези про некромантию. Тех, кто не любит детективы. И т.д.Кстати да, в книге есть полноценная детективная составляющая. Хотя это книга о некромантах, персонажи умирают неспроста, и оставшиеся в живых активно ищут, рыщут, расследуют и всеми силами стараются выжить. Больше всего мне понравилось, что они оказались заперты на острове в огромном особняке, без связи с внешним миром, предоставленные сами себе. Автор не придумывает ничего хитро закрученного в преступлениях (чисто логически, даже без улик, можно угадать, Кто Убийца), но всё равно умудряется, по чуть-чуть давая подсказки и умело нагнетая атмосферу, держать в нервном напряжении до самой кульминации. Не менее интересно вместе с героями разгадывать, что же представляет собой так называемое «ликторство», ради которого все некроманты и собрались в этом особняке, взламывать двери, проходить испытания, открывать теоремы и постепенно приближаться к недоступной большинству Истине.
Тут, пожалуй, стоит упомянуть, в какой-такой вселенной всё это происходит. По смутным догадкам из текста, это мир далёкого будущего, может быть, спустя 10 тысяч лет после нас. Девять планет солнечной системы, очень похожей на нашу, полностью заселены. На каждой планете свой Дом. Во всяком случае, такое у меня сложилось впечатление. Межпланетные перелёты доступны всем (если вас отпустят с планеты, конечно). И некромантия — это не столько магия, сколько искусство управления энергией смерти с помощью продвинутых технологий. Складывается впечатление, что это — наше будущее, когда не останется никаких источников энергии кроме смерти.
Начинается история на планете Девятого дома (самой дальней в системе, которой и существовать-то не должно, поэтому кое-кто их до сих пор не признаёт их за настоящий Дом). В этом доме живут хранители гробницы. Не сразу становится понятно, кто же в гробнице лежит, но автор даёт кое-какие намёки, не заостряя на этом внимания. Правильно, сейчас это не важно. Даже не важно, чем отличаются Дома (Гидеон узнаёт это на личном опыте по ходу сюжета, а читатель вместе с ней) и почему Император — Возродившийся и Неумирающий. Порой читатели требуют, чтобы механика мира была разобрана по косточкам уже в первой книге. Но это не важно для сюжета первой книги, поэтому просто преподносится как данность с небольшими вводными пояснениями. Автор заостряет внимание читателя только на том, что важно здесь и сейчас — важно для отбора среди 8 пар кандидатов тех, кто сможет пройти все испытания и стать приближёнными помощниками Императора (то есть ликторами). В каждой паре есть некромант — наследник своего дома и его рыцарь, которого с детства воспитывали как идеально преданного слугу для своего хозяина. Домов девять, но пар всего восемь, потому что Первый дом принадлежит Императору, а у него не может быть наследников.
С точки зрения композиции книга получается самодостаточной, но всё-таки первой частью цикла: она даёт вводную информацию о мире, но при этом не перегружена и самостоятельна сама по себе. Читатель знает всё, что нужно знать, чтобы наслаждаться захватывающей борьбой между некромантами и рыцарями — за ключи от запертых комнат и информацию, за влияние, за жизнь и справедливость. Некроманты конкурируют между собой, пары ненавидят всех вокруг и друг друга или учатся доверять другим, постепенно меняясь в лучшую сторону; рыцари вызывают друг друга на дуэль или как дуэньи квохчут над своими адептами. И все вместе они пытаются выжить в противостоянии с могущественным убийцей. Чтобы читать об этом, не нужно знать, что на уме у Императора и кто похоронен в гробнице на Девятой планете. Как я уже писала, автор не пытается манипулировать читателем, например, не использует клиффхэнгер, который авторы циклов (и американские сценаристы) в принципе обожают (т.е. не обрывает историю на самом интересном месте, оставляя развязку на следующий раз). Он рассказывает одну историю и обещает, что будет ещё как минимум одна. Всё хорошо, что в меру.Другая причина (это всё было про первую — честность), почему мне понравилась эта книга, — это её психологическая достоверность. Как минимум из-за того, что подростки оставались подростками, а не глупыми с точки зрения взрослых детьми. Как максимум, многое говорит уже то, что даже не зная причин (о них рассказывается в конце), я хорошо понимала отношения главной героини с её хозяйкой — почему они ненавидели друг друга 90% времени, но так и не убили одна другую. К их яркому и насыщенному противостоянию автор не забывала примешивать и другие реакции, запутанные чувства, конфликты, в которых герои раскрывались друг другу и постепенно развивались. И это касается всех персонажей: за счёт сложных характеров каждый получился уникальным, их довольно просто отличить друг от друга, и все по тем или иным причинам меняются в ходе повествования. (Кстати, список персонажей в начале книги скорее пугает, чем помогает, но в самых отчаянных ситуациях к нему можно обратиться, а ещё из него становится понятно, что фамилий у героев нет, а зубодробительные словечки после имени — это порядковые номера Домов).
Последней причиной влюбиться в эту книгу стало то, как она написана и переведена. В ней нет ни пафоса, ни банальностей. Книга написана с бескрайне чёрным юмором, помогающим и Гидеон, и читателям смириться со всеми испытаниями. И книга настолько хорошо написана, что я читала её всю ночь, вместо того, чтобы спать, — а со мной такого давненько не случалось, пару лет так точно. Ирония в том, что кто-то из читателей ругал перевод, но я считаю, что перевод отличный — красивый, простой и чистый, — именно в таком виде: с кучей разговорных словечек, матерных слов и с фразами, похожими на переводческие/авторские ляпы, которые на самом деле таковыми не являются. Сперва меня немного передёргивало, мол, не должен быть в хорошей книге такой язык, но постепенно я рассмотрела, по каким именно принципам переводились те или иные вещи, почему использовались те, а не иные слова, — и втянулась. И даже использование персонажами грубой разговорной лексики показалось оправданным — а как ещё могут разговаривать подростки? — и сделало диалоги очень живыми. Не так-то просто уловить дух современного разговорного языка и уместно вложить его в уста подходящий героев. Обычно переводчики стараются сглаживать углы, а писатели подросткового фэнтези сами осторожничают, но в этой книге мало софта — только тёмное фэнтези, только хардкор.Вангую, что в следующих книгах автор углубится в историю появления Императора Возродившегося, Девяти домов, смысла ликторства и общего устройства их вселенной. Главной героиней второй книги будет уже Харроу из Девятого дома — и так как в конце первой книги у неё осталось много незавершённых дел (узнать, что случилось с её рыцарем, выполнить свой долг перед Императором, разгадать его загадки, спасти Девятый дом), то что-то из этого точно получит развитие во второй книге. Я буду с нетерпением ждать её выхода на русском языке.
421,7K