Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Идиот

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним7 января 2021 г.

    Что-то не так. Моя жизнь, отношение к ней и восприятие сильно изменились. Интуитивно, отталкивала Достоевского уже несколько лет, хотя, сначала за него уцепилась и считала, что его книги - лучшее, что случалось со мной. После «Игрока» я остановилась, до этого читала «Преступление и наказание» и «Бесы», оторваться было невозможно. Решаюсь на "встречу" с писателем и как-то не идет чтение. Ну, думаю, ладно, в конце концов это именно с Достоевским я вывела для себя «правило 110 страниц», заключается оно в том, что после 110й страницы в сюжете появляется динамика, а еще втягиваешься в ритм повествования и сюжет перестает казаться вялым. "Правило" сработало в очередной раз, но легче не становилось, проблема была в чем-то другом. Честно говоря, нахожусь в шоке от образа Настасьи Филипповны в романе. Не читая и не узнаешь тонкостей. Я знала около и примерно, что она из себя представляла и замечала, что образ ее романтизируют. В одном театре идет постановка-импровизация много лет, где актеры,играющие Мышкина и Рогожина, рассуждают (!) о Настасье. Ее присутствие воссоздают разговорами, обещает описание. И вот прочитав роман, крепко так задумалась, а зачем о ней говорят, размышляют? Что в ней особенного? Совсем не вижу, чтобы Достоевский создал какой-то невероятно притягательный образ. Это проблемы князя и Рогожина, что у них у обоих маниакальная тяга к ней. Пусть так, но не могу другого понять, почему мне должно стать интересно, отчего она несчастна, как до жизни дошла такой? Соглашусь с Аглаей, которая говорит, что хотела бы Филипповна стать другой - шла бы в прачки. История перекликается с «Дамой с камелиями», обе женщины никого не любят, кроме как себя и естественно обзаводятся "спасателями", исполняющими роль массовки для яркой подачи их амплуа. Аглая симпатична только в эпизоде, когда состоялся разговор с Настасьей, в остальном - черт знает что такое, как и многое в книге. То ли избалованное общество, то ли там разом все рехнулись. Один Ипполит, измучивший объемным «Объяснением», вызвал сочувствие и интерес. Последний эпизод, где Рогожин с Мышкиным обсуждают почему крови мало вытекло, это..ха, слов даже не нахожу. Сюжет докручен до того, что в конце предстает нечто больное, безобразное, невообразимое! Чувствуешь, что над тобой издеваются, что автор добивает трэш-абсурдом. Может, это вообще больное воображение Мышкина, а Рогожиных, Настасий и остальных персонажей никогда и не было. А князь как лечился в Швейцарии, так и лечится. Может, он и не князь, и из России ли? Вдруг Иволгин Ардалион это тонкий намек, что выдумщиков там полно?)

    P.s
    июнь 2024
    Это так удивительно: сначала - отторжение. Какой-то страх помню внутренний, когда узнаешь и узнаешь свои мысли (Мышкину даже не уделила внимания в отзыве). Откуда, Достоевский, ты всё это знаешь?
    А потом пришла стадия принятия. Спустя время, я поняла, что "Идиот" стал любимым романом,  а образ Мышкина - один из самых близких мне по духу.
    Нужно быть смелее и честнее с собой.

    6
    388