Рецензия на книгу
Здесь живу только я
Александр Пелевин
Аноним6 января 2021 г.Знак четырех
Уже во второй раз замечаю, как в книгах молодого питерского писателя Александра Пелевина почти мистическим образом появляется число четыре. Четверо героев заявлены в его предпоследнем романе “Четверо”, о каких-то четверых говорится и в начале первого, дебютного романа писателя “Здесь живу только я”.
Как и другие тексты автора, роман написан в жанре фантасмагории. Действие происходит как в современном Петербурге и А. Пелевин описывает непростые будни молодых, 25-летних россиян (видимо, опираясь на собственый опыт) в дебрях современного капиталистического Петербурга, так и отправляет читателя в мистический красный Ленинград прошлого, где живет красноармеец Петр, а в воздухе, на манер дирижабля, парит надувной Ленин.
Кроме всего прочего, в книге имеются вставные новеллы в эдаком сказовом духе. Пример для подражания угадывается безошибочно – это советский детский (и один из самых отвратительных) писатель Аркадий Гайдар. Вообще, феномен “красной волны” современных 30-летних, хорошо заметный именно в Петербурге, пока мало изучен. То ли детьми все они смотрели много обличительных передач Николая Карловича Сванидзе по ТВ и у них своеобразный диатез, то ли еще почему-то.
Была версия, что волну гонят с Литейного проспекта (там расположен офис петербургского УФСБ, печально известный как Большой дом). Но это вряд ли, искусственно такой “движ” не создашь. Тут даже переводчик и известный питерский красный пропагандист Гоблин-Пучков ни при чем, хотя товарищ, конечно, заслуженный (кстати, согласно англо-русскому словарю Мюллера, второе значение слова goblin – фунт стерлингов). Видимо, ребята с Литейного сами не рады и боятся отмороженных леваков. Скорее всего, болтает чекистов в “красной волне”, как дырявый хромовый сапог, а после взрывов и стрельбы, устроенных леваками в Архангельске и на Лубянке в Москве, они частенько думают о том, не объявить ли план “Крепость” и наглухо запереться в своей “конторе”.
Кроме того, что А. Пелевин “красный”, он еще и ультрасовременный. Если его знаменитый однофамилец В. Пелевин уже как 15 лет пребывает in absentia, А. Пелевина много, главным образом, в Сети. Он и в Твиттере, и в Фейсбуке, и ВКонтакте, и на Ютуб стримит. Вообще, возникает впечатление слегка искусственного, синтетического образа и если писатель создал его сам, без посторонней подсказки, то почет и уважуха ему. В общем, он то, что называется няшка: и сам-то фотогеничный блондин, и кот у него белый (в Интернете оченно любят котиков).
Кстати, не подкрашивает ли волосы А. Пелевин? Почему-то здесь представляется такой диалог, навеянный его же романом “Калинова яма”. Разговор происходит в 1930-ые годы в гостинице “Англетер” и ведется на немецком языке. Некто в монокле говорит: “Курт Швампе, пока вы работаете превосходно, и вообще, даже внешне похожи на русского. Но волосы у вас слишком рыжие. Будете их осветлять. Вот вам краска”.
Работы А. Пелевина принято относить к стилю метамодерна. Еще этот стиль называют постпостмодерн. И тут наблюдается странное сближение двух, в остальном очень разных, русских писателей – Александра Пелевина и Алексея Иванова. То, что ошибочно можно принять за стилистический разнобой и невнятности, на деле “родимые пятна” стиля. Можно сказать, что в обеих случаях это не совсем успешная попытка вернуться к советским “классическим” образцам, к соцреализму, но на новом витке. Так что метамодерн никакой не постпостмодерн и находится не “после”, а “до” постмодернизма, с которым враждует.
Если уж сравнивать А. Пелевина и А. Иванова, то мистическим образом их сближает кое-что еще. Немного занимательной конспирологии. У писателя Иванова есть роман “Пищеблок”, а Большой русско-английский словарь переводит “пищеблок” как public catering organization. В свою очередь, у писателя Пелевина есть роман “Четверо”. А в англо-русском словаре Мюллера есть слово cater. Второе значение – четыре очка в игре в карты или кости. Как видим, в обоих случаях в корне появляется некая загадочная Кейт. У меня есть только одно объяснение данной энигмы: это радистка Кэт из известного телесериала про Штирлица. Кстати, и писатель Водолазкин туда же: у него есть недавно изданный сборник пьес “Сестра четырех”. В довершение фантасмагории и у писателя Сорокина есть сборник рассказов и сценариев “Четыре”, а также роман “Сердца четырех”. Что же их всех так к четверке-то тянет? Загадка.
Но, вообще, Саша Пелевин парень весьма неглупый. В рецензии на его “Калинову яму” это было упущено, исправим промах здесь. В той книге имеется довольно смешной оммаж Виктору Пелевину, а также поднята ни много ни мало, тема воздаяния. Последняя книга писателя, с которой довелось ознакомиться (“Четверо”) написана несколько неряшливо, но вот к “Здесь живу только я” таких претензий нет. Чувствуется, что автор вложил в этот дебютный текст немало работы.
501,2K