Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним30 июля 2012 г.Редко когда поставленная мной оценка правильно выражает мое отношение к книге - не все получается передать цифрами или фразой "книга понравилась". Но в этом случае, "нейтральная оценка", пожалуй, самое меткое, что можно сказать. Нейтрально, никак, ничего. Мимо. Я понимаю, куда целилась эта книга, маячила красной точкой то точно по центру сердца - "разрывайся!", то где-то у глаз - "плачьте!", но так и не попала. Не скажу, дело тут в книге или бессердечности мишени, но Фоеру не удалось сказать мне что-то, во что бы я смогла поверить.
Все персонажи этой истории так или иначе причудливо изломаны, так или иначе одиноки. Некоторые до такой экстремальной степени, что кажется, все, что с ними случилось, было, скорее, где-то на Балканах - где люди приходят друг к другу во снах и взгляды женщин отражают все горести мира каждой ресницей, - и уж точно не в Дрездене или Нью-Йорке. Но главный герой, девятилетний Оскар, показался мне категорически ненастоящим. И дело даже не в жутко жутком и запредельно запредельном переводе, который то и дело дергал такие странные нитки, что каждый персонаж становился дурацкой куклой (хотя за виганизм и "сладких" вместо "милых" стоило бы отрезать ржавой пилой пальцы). Даже без этого, Оскар больше похож на макет мальчика с гипотетическими эмоциями. Не спорю, я запредельно мало знаю о девятилетних мальчиках, особенно с расстройствами аутического спектра, но почему-то все равно сомневаюсь, что они такие. Скорее, это взрослый, который прикидывается мальчиком, который прикидывается взрослым, который... В общем, жутко нарочито.И вот, книга заканчивается, и я чувствую себя несколько неловко. Вроде бы что-то во всем этом есть. Но множество деталей вызывают только недоумение - "здесь могла бы быть философия", видит мозг, но дальше развить мысль у него не получается. Поэтому бесконечный вопрос "А это еще зачем?" так сильно портит впечатление и не дает проникнуться. Действительно больно становится только от финальных иллюстраций, но ничего от Фоера, Оскара или Томаса Шелла, в этом нет.
31333