Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним30 июля 2012 г.Брайдсхейд - старинное, чопорное, пафосное, английское поместье.
Здесь живет моя семья
Это дом моих близких друзей
Но ни в коем случае - Это мой дом
Множество комнат причудливо декорированных, богатых, с тысячами побрякушек и маленьких приятностей. Но с неизменным стилем и какой-то надменностью. Брайдсхейн - это целая эпоха. Это сама Англия, загнивающая, разваливающаяся после Первой мировой войны. И вроде кажется, что фасад крепок, комнаты красивы и ничто, решительно ничто не потревожит это величественное здание. Но стоит только приглядеться и все не так радужно. И нужно только немного времени, чтобы все величие разрушилось, как карточный замок.
Ты стоишь в почетном карауле над своей печалью
сказал главный герой женщине, но именно эта цитата наиболее точно показывает Англию того времени.
У романа Возвращение в Брайдсхед двойное дно (а может и тройное, но я не настолько искушенный читатель, чтобы его заметить). На первый взгляд это роман о любви - сначала подростковой, немного бунтарской и неправильной для общественного мнения, затем зрелой, но тоже бунтарской.
Затем, при размышлении приходит осознание, что на самом деле вся история - одна большая аллегория английского общества начала 20 века. Постоянная маска приличия на бледном, истерзанном лице.
Мы показали пример британской невозмутимостисмеялась жена главного героя, когда корабль сотрясался от бушующего шторма.
Невозмутимость в любой ситуации. Что бы не происходило - внешние проявления это главное.
И наверно, вам покажется, что это тоскливая и морализаторская книга. Отнюдь, просто от жары меня потянуло на размышления.
Возвращение в Брайдсхейд удивительно остроумный, захватывающий роман.
Смотрю я на портрет Ивлина Во и поражаюсь - как с такой внешностью можно настолько чудесно острить. Серьезно, половину книги хихикала, как псих одиночка, умилялась сарказму и язвительности автора, а так же тонкому троллингу (да, современность накладывает свой отпечаток) его героев. А ведь положительно все состязаются в остроумии - начиная с десятилетней невинной девочки и заканчивая почтенной, набожной матерью семейства.
Период Оксфорда со всеми яркими личностями был просто феерией беззаботности, безалаберности, юношеской расточительности и бесшабашной дурости. Я была бесконечно влюбленна в ребяческую дурость Чарльза и инфантильный эгоизм Себастьяна, хотя замечала, что за маской невинности скрываются такие бури чувств, что не каждый бы выдержал. Неудивительно, что Чарльз вспоминал свою дружбу с Себастьяном, как единственные года, когда он жил. Милый открытый гомосексуалист Антони Бланша - его байки о купании в фонтане вызывали у меня слезы умиления. Вот как надо бороться с гомофобией - с юмором, честью. А не показушными гей парадами (прости Господи). Если бы можно было, я бы скопировала целый отрывок, чтобы все прониклись и поняли, какой Антони чудесный. Но у нас это моветон и нужно держать лицо. Я еще не совсем поняла роль Антони в романе. Он эксцентричный, забавный и абсолютно голубой. Главный герой трижды встречал его и каждый раз слова Антони были единственным разумным, среди всех происшествий прошлого. Неужели Ивлин Во видел избавителя (какое неподходящее слово) Англии в этом человеке?
Вообще, тема гомосексуализма достаточно затронута - она конечно не основная, но и ей уделяется внимание. Взаимоотношение главного героя с Себастьяном едва можно назвать просто дружескими, хотя ни разу об этом открыто не говорилось. Но все, буквально все замечали, что их "дружба" уж очень тесная.
И даже последующие отношения Чарльза с сестрой Себастьяна имели горький привкус первой настоящей любви.
Но все же это роман о возвращении в Брайдсхед, которое на деле никому и не нужно. Но маска ждет.
Оценка: 10 из 1034171