Рецензия на книгу
Космополис
Дон Делилло
Аноним29 июля 2012 г.Благодаря выходу известного фильма у нас перевели нового Делилло, иначе бы книга так и осталась непереведённой и не попалась бы мне.
И она оказалась непохожей ни на одну другую, даже не знаю, хорошо это или плохо. Может, потому, что постмодерна раньше не было в моем книжном рационе, поэтому книга малого объема читалась не на раз-два, а на раз-два-три-черыре и, может, даже пять. Долгое путешествие по Нью-Йорку, длившееся один день, у меня заняло неделю. И это в первую очередь из-за неудобочитаемости текста, который кишит недоговорками и отступлениями на тему или не совсем на тему. Но что-то в ней определено есть, только сложно понять, что именно.
Вот нам на подносе предоставляют главного героя. Его видно и одновременно нет в его черном лимузине, который-стал-самым-незаметным-видом-транспорта. Путешествие длится день, и траектория пути напоминает зигзаг, нагнетающий обстановку (или нет?), но все определенно не просто так. Героя/антигероя стала донимать своя слишком разросшаяся шевелюра. Это предлог ― поехали. И тут постепенно, встречая знакомых и незнакомых себе людей на улицах, в той или иной степени заинтересованных в порабощении пресловутой йены, курс которой неумолимо шагает вверх, к концу всего ГГ превращается во что-то ничто, лежащего голым на асфальте или простреливающего себе ладонь. ГГ, в лице которого, надо полагать, изображено капиталистическое общество ("наверняка, наверняка" ― щурим мы глаз и тычем пальцем) противопоставлен всему окружающему, что в конечном итоге приводит к самоуничтожению, обезличиванию и обезденежению. Потеря всего открывает ГГ глаза на многое, сталкивая его лицом к лицу со своим вершителем судьбы, не особо дружащего с головой (судя по спутанным мыслям), потерявшего все и себя самого в том числе. ГГ, не особо раньше заботившийся об окружающих, садится беседовать с ним. Но это не душеспасительная беседа двух одиночеств. Это окончательная ломка, которая уже бесповоротна.
Что было в жизни Эрика (откроем его имя, скрывающееся за немного позорным "ГГ") такого значительного и важного? В принципе, ничего. Имел, что хотел. Но что удивляет в нем: он оказывается всегда открытым к диалогу, лишаясь надменного выражения. Но диалог часто оказывается монологом, причем не ГГ. Ценности в его жизни сходят на нет, в том числе ценность семьи. С самой же женой своей он встречается, даже нет, наталкивается на ее присутствие, при самых неожиданных обстоятельствах, не забывая при этом воспользоваться этим в сексуальном плане. Вообще Эрик оказывается человеком больших аппетитов, доедая каждый раз еду прямо из тарелки своего партнера по столику в кафе. Та же ненасытность видна и в интимной его жизни, чрезвычайно насыщенной. Эти сиюминутные аппетиты превращаются в ничто, в воспоминание или сон.
Ожидая под всем подвох и прислушиваясь к Делилло, ломаешь голову над всем. Но порой повествование скатывается просто невесть куда, мы остаемся с ним наедине и ощущаем себя пустоголовыми и недалекими. Автор наверняка хотел до нас слишком много донести, рассказать про свое мировидение-проблемовосприятие. Но это могло бы произойти и в более удобной форме. Сам конец книги, эта пресловутая беседа ― это, на мой взгляд, самая сложная часть книги в смысле понимания и слабая в художественном смысле. Книгу, мне кажется, заканчивать таким образом нельзя. Иначе все то положительное, что было у читателя к книге, превращается во что-то отталкивающее и странно-непонятное.
НО! Я это сделал ― прочитал книжечку и этому рад. Книга оказалась тяжеловесной и часто просто странной (перевод? или все же Делилло?). Но никак не пустышка и достойна звезд, которых у меня для нее оказалось три.
22304