Рецензия на книгу
Илиада
Гомер
Rita_Scitter3 января 2021 г.Почти 16 тысяч стихов. 24 песни. Десятки списков: кораблей, погибших, воинов, наяд и героев. Гомер расписывает троянскую войну настолько подробно, что кажется, будто читаешь сводку военных событий. Что правда, весьма экзотическую, вряд ли современные журналисты готовы вести прямые трансляции гекзаметром.
Я шла к Илиаде много лет. Это не вторая и, пожалуй, даже не пятая попытка одолеть Гомера. Античная литература – не мой сорт травы, а потому этот подход к Илиаде я ощущаю, как победу не только над Гомером, но и над собой.
Первое, обо что вы рискуете убиться, принимаясь за Гомера, - перевод. Классика классики, разумеется, Гнедич. Однако, без привычки к ритму гекзаметра, он тяжеловат и, на мой взгляд, куда комфортнее читать менее классический, зато более легкий перевод Александра Сальникова. Вторая преграда при покорении Илиады – списки и перечисления. Список кораблей – одиннадцать страниц мелкого, убористого шрифта в академическом издании библиотеки всемирной литературы. Это около пятисот стихов, перечисляющих корабли, предводителей, их спутников и дающие краткую географическую справку в духе
Царь Одиссей предводил кефалленян, возвышенных духом,
Живших в Итаке мужей и при Нерите трепетолистном;
Чад Крокилеи, пахавших поля Эгилипы суровой,
В власти имевших Закинф и кругом обитавших в Самосе,
Живших в Эпире мужей, и на бреге противолежащем, —
Сих предводил Одиссей, советами равный Зевесу;
И двенадцать за ним принеслось кораблей красноносых.
Рать из племен этолийских Фоас предводил Андремонид,;
Рать из мужей, обитавших в Олене, Пилене, Плевроне,
И в Калидоне камнистом, и в граде Халкиде приморской.
Не было больше на свете сынов браноносных Инея;
Мертв и сам уже был он, и мертв Мелеагр светлокудрый;
И в Этолии царствовать вверено было Фоасу.Это всего лишь один корабль. А вас их ждет несколько десятков. И каждое описание не меньше, а то и больше процитированного. Повторюсь, перечислений много. Гомер старательно стенографирует кто кого убил, сколько чего взял, привез, получил или отдал.
Третья бесячая особенность Гомера – повторы. Одно и тоже буквально по два, по три раза. Вот Зевс дает поручение Ириде, она передает его, скажем, Агамемнону, а тот, чтоб мы, не приведи господь, ничего не пропустили и не забыли, повторит его в третий раз.
Наконец, дело в сюжете. Вы легко и непринужденно запутаетесь в таймлайне Илиады, ведь если вам кажется, что Парис похитил Елену буквально вчера, так свежи раны ахеян, так свежа боль утраты, то на момент смерти Гектора Елена живет в Трое уже двадцать лет. Двадцать, Карл! Двадцать лет войны из-за того, что две тысячи лет назад не существовало разводов!
Кто из всех этих людей прав, а кто виноват? По большей части герои производят впечатление злых, инфантильных и не слишком умных. Взять Агамемнона. Вынужденный отдать плененную Хрисеиду отцу, он так обижается, что забирает у Ахиллеса невольницу Брисеиду. Почему? Потому что пошли вы все на фиг! Вот почему! Поступил ли Ахиллес умнее? Нет, он впал в истерику, нажаловался маме, что его все обижают и Зевс устроил ахеянам веселую жизнь, чтобы отомстить за отобранную у бедняжки Ахилла невольницу. Детский сад, да и только. С точки зрения человека родившегося через две тысячи лет после Гомера, история троянцев и ахейцев воспринимается очень неоднозначно. Безусловно, Илиада оставила огромный отпечаток на всей мировой литературе, именно поэтому прочесть ее, как и Одиссею, нам всем полезно. Но это не отменяет разницу восприятия текста разными поколениями.
Илиада имеет множество толкований. Есть и весьма экзотические, как, например, у Сильвена Тессона. На мой взгляд, это история о человеческих слабостях и их преодолении. Знаете, как в ситкоме: в начале серии герои совершают ошибку, все идет не так и, до конца серии, а то и целого сезона им необходимо все исправить. Агамемнон заглаживает вину перед Ахиллом, хоть и утверждает, что в их ссоре вина не его, но богов. Ахиллес искупает свои грехи отдавая за выкуп тело Гектора Приаму и сдерживая войска 12 дней, необходимых троянцам для достойного погребения. Кто-то, как Патрокл, увлекшись, совершает роковую ошибку и погибает.
Наконец, остается линия богов, играющих смертными, как фишками в настольной игре. Афродита толкает Елену в объятия Париса и ее желания в этой игре не учитываются. Как не учитываются и намерения Патрокла, когда боги толкают его на битву с Гектором. И даже здравый смысл Гектора рассыпается под напором божественных провокаторов. В конечном итоге мы наблюдаем жуткое противостояние в течение двадцати лет. Часть богов настаивает на разрушении Трои. Другая часть – на падении ахейцев. Временами, кажется, что и сами герои забывают из-за чего вся эта свара. Она так долго длится, что далеко не все способны вспомнить, ради чего они бьются. К тому же тысячи людей, как на стороне ахеян, так и на стороне троянцев, вообще приехали из других царств. Они, технически, не заинтересованы в этой распре в принципе. Куда больше их интересует победа, связанная с добычей: украшениями, утварью, рабами и скотом. Даже в битве герои стремятся убить противника не столько чтобы выжить, сколько для того, чтоб заработать славу лучшего бойца и получить как можно больше оружия и доспехов снятых с мертвецов.
В конечном итоге впечатление от Илиады оказывается двояким. С одной стороны эпическое полотно, в котором «в общем, все умерли». С другой – это совершенно обычный ситком, с драматичными, трагическими и, порой, забавными приключениями.6634