Рецензия на книгу
Паршивая овца
Оноре де Бальзак
Аноним31 декабря 2020 г.Знаете ли вы что такое порок? Это сводник смерти!
Сначала была «Фея Хлебных крошек» Шарля Нодье, а потом уже перекинулся мой воздушный мостик к роману «Жизнь холостяка» Оноре де Бальзака из Человеческой комедии, посвященный Господину Шарлю Нодье, члену французской Академии, библиотекарю Арсенала.
А холостяков в этом романе пруд пруди. Такое ощущение, что провинциальные джентльмены равно как и столичные не торопились лишиться своей мужской свободы. И демонстрировали друг перед другом преимущества свободной холостяцкой жизни. У госпожи Бридо имелось два сына. Два брата - бонапартист Филипп Бридо, бессердечный и наглый хищник - образ наполеоновского офицера, созданный Бальзаком, и художник Жозеф Бридо.
Мои личные симпатии, равно как и у автора – это Жозеф .Великий художник – царь, больше, чем царь; прежде всего он счастливее царя, он независим, он живет по своей воле; кроме того, он царит над миром фантазии. У Жозефа прекрасное будущее. У него редкие задатки, они раскрываются столь рано лишь у таких художников, как Джотто, Рафаэль, Тициан, Рубенс. Призвание сильнее всех препятствий, которые ему кто-либо ставит! Призвание, как показывает само слово, означает Призыв! Им отмечен избранник божий.Но разразилась беда: пришла весть о московском разгроме. Наполеон вернулся, чтобы собрать новые силы и потребовать от Франции новых жертв. Тогда несчастная мать предалась иным тревогам. Филипп, которому был не по вкусу лицей, во что бы то ни стало хотел служить императору. Впечатление от последнего смотра, произведенного Наполеоном в Тюильри, воспламенило Филиппа. В то время воинский блеск, мундиры, эполеты - все это было непреодолимым соблазном для молодых людей.
Филипп почувствовал такую же склонность в военной службе, как его брат – к искусству.
Император произвел Филиппа в капитаны за участие в сражении при Фер-Шампенуазе, где Филипп состоял при Наполеоне в качестве ординарца.
Филипп действовал весьма обдуманно.
Он рассчитывал сойти за простака, показывая себя великодушным и бескорыстным, а в то же время опутать противника и подобраться к дядюшкиному наследству, - тогда как его мать и брат, действительно бескорыстные, великодушные и возвышенные люди, действуя с неподдельной простотой, были обвинены в расчетливости.И все нужно признаться, образ бонапартиста Филиппа написан более насыщенными красками и занимает больше активного места в романе. О мальчишах - плохишах всегда интереснее узнавать, но как же невозможно жить с такими людьми.
Впрочем, Агата, несмотря на неодинаковое отношение к детям, была прекрасной матерью; она любила и Жозефа, но не слепо, она не понимала его, вот и все. Жозеф обожал мать, тогда как Филипп позволял ей обожать себя.
С беззаботностью художник верил в доброту, скрывающуюся якобы у солдат под их грубой манерой. Жозеф, неопытный ребенок, еще не знал, что военные, если они действительно талантливы, всегда учтивы и мягки, как и прочие выдающиеся люди. Гений везде одинаков.
У Филиппа же после жизни в Техасе и Нью-Йорке развились скверные наклонности грубого рубаки. Он стал сквернословом, пьяницей, курильщиком, эгоистом, невежей. Нищета и физические страдания испортили его. К тому же полковник считал себя жертвой преследования. А под влиянием такой мысли люди неумные сами становятся нетерпимыми и преследуют других. Для Филиппа мир начинался и кончался им самим, солнце светило только для него. Наконец жизнь Нью-Йорка, по-своему воспринятая этим человеком действия, лишила его всякой нравственной разборчивости.
У существ такого рода только два способа жить: они или верят, или не верят, они или обладают всеми добродетелями порядочного человека или целиком склоняются перед «требованиями необходимости». А постепенно они привыкают считать требованиями необходимости свои малейшие нужды и каждый мимолетный порыв своих страстей. Полковник сохранял прямоту, чистосердечие, непринужденность военного только в манере держаться.Два брата. Две судьбы. Разные судьбы. Разные дороги. Они такие разные. И их дороги не пересекаются.
И все же по-настоящему волнующая жизнь - воображаемая.21883