Рецензия на книгу
Lady Chatterley's Lover
D. H. Lawrence
Аноним26 июля 2012 г.Интеллект не должен отставать от секса, физиологии организма. Наше сексуальное сознание заморочено, мы подавлены унизительным подсознательным страхом, унаследованным, по-видимому, от наших диких предков. В этом отношении наш ум все еще не развит. Пришло время восполнить этот пробел, сбалансировать сознание эротического опыта с самим опытом. Это значит, что мы должны почтительно относиться к сексу, испытывать благоговейный восторг перед странным поведением плоти. Должны включить в литературный язык «непечатные» слова, поскольку они — неотъемлемая часть наших мыслей и обозначают определенные органы тела и его важнейшие функции. Ощущение непристойности рождается только в том случае, если разум презирает тело и боится его, а тело ненавидит разум и сопротивляется ему.
Марк Рэмпион, мой любимый герой “Контрапункта” Олдоса Хаксли, знакомый вам по моей предыдущей рецензии, обнажил свое истинное лицо и предстал во всей своей мощи, неся как флаг идею “гармония разума и плоти”. За что был жестоко наказан. Несправедливо, я бы сказала, ведь мне она очень импонирует.
Действительно, перед нами роман о сексуальности, ее расцвете, яркой вспышке и нет, не угасании, а силах, которые она дает главной героине, мужестве и власти изменить свою жизнь. Неудивительно, года, проведенные в Рэгби - медленное угасание Конни как женщины, и как следствие всей ее сущности. Об этом неоднократно твердит нам Лоуренс, ибо человек, живущий только частью своего естества, приравнивается к ходячему мертвецу. В качестве примеров вводятся муж главной героини Клиффорд с кругом его друзей, точнее приятелей, между ними нет близких отношений, лишь привычка и следование общепринятым правилам поведения. Баронет с символичным увечьем ног, его физическую же несостоятельность автор растягивает до эмоциональной и даже духовной импотенции, но является ли развитая интеллектуальность достойной компенсацией? Лоуренс замолкает, предоставив читателю самому ответить на этот вопрос, хотя его мнение очевидно.
И меня совершенно не удивляет, что, когда в жизнь Конни вошел егерь Меллорс, то заботливая властность этого человека сразу подействовала на нее. И здесь, мне кажется, важен не сам герой-любовник, а то, что он дает Констанции, хотя он представляет из себя интерес: не зря именно этот персонаж внесен в название романа. Благодаря ему она разрывает болезненные, тлеющие отношения с мужем, освобождается от влияния властной сестры, а главное, несмотря на довольно непростую ситуацию, обретает гармонию с окружающим миром, любовником, собой.
Меня удивляет крайняя непопулярность этого романа, более того, обилие негативных отзывов о нем. Мне кажется, он неправильно представлен нашей публике, слишком позиционируется его скандальность, философская же основа как-то уезжает на второй план. Любители (хотя скорее всего все же -ницы) романов в духе Остин (ни в коем случае не пытаюсь принизить творчество этой писательницы) презрительно наморщат свои носики и обзовут книгу порнографией, увидев в тексте слово “член”, это ведь оскорбило их высокие чувства, ну что же, это их выбор, только непонятно, зачем они вообще начинали читать роман, который был запрещен из-за многочисленных откровенных сцен более тридцати лет. Любители как раз порнографии ее тоже не найдут.
Маленькому седоусому итальянцу, только что женившемуся второй раз, было сказано: «В этой книге имеются такие-то и такие слова, и она описывает кое-какие вещи. Если вы боитесь неприятностей, можете отказаться от этой работы». Наборщик спросил, что это за вещи, а узнав, сказал с типичной невозмутимостью флорентийца: «Ну и что, мы этим занимаемся каждый день». И вопрос был исчерпан. Поскольку в книге нет ничего политического, ничего вредного, то и говорить больше не о чем. Дела житейские, так сказать.
Лучшей рецензией на роман послужит эссе самого Лоуренса.
Любовь, более чем какое другое чувство, в наши дни обмана. Если относиться к ней легко, как к развлечению, то с любовью все в порядке. Но если принимать ее всерьез, то непременно потерпишь катастрофу. Не возлагай ни на чей алтарь настоящие чувства, если, конечно, они имеются у тебя в душе. Такова одна из сегодняшних заповедей. Можешь доверить свои деньги, но не чувства. Чувства будут растоптаны.
Мне представляется, не было в истории времени, когда люди меньше бы доверяли друг другу, при том, что в обыденной жизни ведем мы себя вполне пристойно. Мало кто из моих знакомых мог бы стянуть у меня кошелек или подставить сломанный стул. Но осмеять настоящее чувство они готовы всегда. Никто в этом не виноват, это знамение времени.16102