Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Lady Chatterley's Lover

D. H. Lawrence

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2012 г.

    Интеллект не должен отставать от секса, физиологии организма. Наше сексуальное сознание заморочено, мы подавлены унизительным подсознательным страхом, унаследованным, по-видимому, от наших диких предков. В этом отношении наш ум все еще не развит. Пришло время восполнить этот пробел, сбалансировать сознание эротического опыта с самим опытом. Это значит, что мы должны почтительно относиться к сексу, испытывать благоговейный восторг перед странным поведением плоти. Должны включить в литературный язык «непечатные» слова, поскольку они — неотъемлемая часть наших мыслей и обозначают определенные органы тела и его важнейшие функции. Ощущение непристойности рождается только в том случае, если разум презирает тело и боится его, а тело ненавидит разум и сопротивляется ему.

    Марк Рэмпион, мой любимый герой “Контрапункта” Олдоса Хаксли, знакомый вам по моей предыдущей рецензии, обнажил свое истинное лицо и предстал во всей своей мощи, неся как флаг идею “гармония разума и плоти”. За что был жестоко наказан. Несправедливо, я бы сказала, ведь мне она очень импонирует.

    Действительно, перед нами роман о сексуальности, ее расцвете, яркой вспышке и нет, не угасании, а силах, которые она дает главной героине, мужестве и власти изменить свою жизнь. Неудивительно, года, проведенные в Рэгби - медленное угасание Конни как женщины, и как следствие всей ее сущности. Об этом неоднократно твердит нам Лоуренс, ибо человек, живущий только частью своего естества, приравнивается к ходячему мертвецу. В качестве примеров вводятся муж главной героини Клиффорд с кругом его друзей, точнее приятелей, между ними нет близких отношений, лишь привычка и следование общепринятым правилам поведения. Баронет с символичным увечьем ног, его физическую же несостоятельность автор растягивает до эмоциональной и даже духовной импотенции, но является ли развитая интеллектуальность достойной компенсацией? Лоуренс замолкает, предоставив читателю самому ответить на этот вопрос, хотя его мнение очевидно.

    И меня совершенно не удивляет, что, когда в жизнь Конни вошел егерь Меллорс, то заботливая властность этого человека сразу подействовала на нее. И здесь, мне кажется, важен не сам герой-любовник, а то, что он дает Констанции, хотя он представляет из себя интерес: не зря именно этот персонаж внесен в название романа. Благодаря ему она разрывает болезненные, тлеющие отношения с мужем, освобождается от влияния властной сестры, а главное, несмотря на довольно непростую ситуацию, обретает гармонию с окружающим миром, любовником, собой.

    Меня удивляет крайняя непопулярность этого романа, более того, обилие негативных отзывов о нем. Мне кажется, он неправильно представлен нашей публике, слишком позиционируется его скандальность, философская же основа как-то уезжает на второй план. Любители (хотя скорее всего все же -ницы) романов в духе Остин (ни в коем случае не пытаюсь принизить творчество этой писательницы) презрительно наморщат свои носики и обзовут книгу порнографией, увидев в тексте слово “член”, это ведь оскорбило их высокие чувства, ну что же, это их выбор, только непонятно, зачем они вообще начинали читать роман, который был запрещен из-за многочисленных откровенных сцен более тридцати лет. Любители как раз порнографии ее тоже не найдут.

    Маленькому седоусому итальянцу, только что женившемуся второй раз, было сказано: «В этой книге имеются такие-то и такие слова, и она описывает кое-какие вещи. Если вы боитесь неприятностей, можете отказаться от этой работы». Наборщик спросил, что это за вещи, а узнав, сказал с типичной невозмутимостью флорентийца: «Ну и что, мы этим занимаемся каждый день». И вопрос был исчерпан. Поскольку в книге нет ничего политического, ничего вредного, то и говорить больше не о чем. Дела житейские, так сказать.

    Лучшей рецензией на роман послужит эссе самого Лоуренса.

    Любовь, более чем какое другое чувство, в наши дни обмана. Если относиться к ней легко, как к развлечению, то с любовью все в порядке. Но если принимать ее всерьез, то непременно потерпишь катастрофу. Не возлагай ни на чей алтарь настоящие чувства, если, конечно, они имеются у тебя в душе. Такова одна из сегодняшних заповедей. Можешь доверить свои деньги, но не чувства. Чувства будут растоптаны.
    Мне представляется, не было в истории времени, когда люди меньше бы доверяли друг другу, при том, что в обыденной жизни ведем мы себя вполне пристойно. Мало кто из моих знакомых мог бы стянуть у меня кошелек или подставить сломанный стул. Но осмеять настоящее чувство они готовы всегда. Никто в этом не виноват, это знамение времени.

    16
    102