Рецензия на книгу
The Family Next Door
Салли Хэпворс
Caramelia30 декабря 2020 г.«В кино всегда есть две стороны — злодеи и жертвы, — но реальная жизнь гораздо сложнее». (с)
⠀⠀⠀Однажды я прочитала весьма занимательную и интересную статью, которая была посвящена книге «Семья по соседству» Салли Хэпворс, австралийской писательницы. Содержательная статья о причинах, которые могут побудить прочитать книгу, привела меня к этой книге, и вот наконец у меня дошли руки до неё. Естественно, у меня были определённые ожидания от книги после статьи, потому что нам говорят про «манящую атмосферу», «в духе Большой маленькой лжи и Отчаянных домохозяек» и так далее. Я буду периодически возвращаться к статье, чтобы сравнить так ли оно есть на самом деле. Люблю художественные произведения, посвящённые обычной размеренной жизни людей, которые с виду кажутся идеальными, но на деле у них свои скелеты в шкафу. Вы сами можете увидеть в статье, если вы её не читали. Эта концепция не нова, многие её используют, и не каждый может удивить читателя чем-то оригинальным. В целом, книга мне больше понравилась, чем нет. Тут есть интересный сюжетный поворот, который не кажется очевидным и предсказуемым. Но есть ряд вопросов. Обо всём по порядку.
⠀⠀⠀В идеальном пригороде под названием Плезант-Корт живут люди, которые дружелюбны, всегда машут рукой при встрече, и все знают друг друга. Этот пригород — удобное местожительства для семей с детьми, словно райское место по описанию. Среди этих людей живут три семьи, которые с виду кажутся идеальными, успешными и дружными, но после приезда Изабелль Хизерингтон, незнакомки-«лесбиянки» карты начинают постепенно раскрываться. Оказывается, что в приторно идеальном мире «прелестного уголка» скрываются скелеты в шкафу и роются тараканы в голове. Изабелль словно катализатор событий, который как ураган сносит жизни и судьбы людей. Но даже у неё есть свои секреты, которые тесно связаны с этим местом. Тайны раскроются, но какую роль они сыграют в жизни Эсси и Бена, Эндж и Лукаса, Френ и Найджела? Победят ли тайны в отношениях людей, которые казались идеальными в работе, жизни, любви?
⠀⠀⠀Три истории — истории семей Эндж, Эсси и Френ — как будто три основные проблемы. А также история Изабелль. Эндж и Лукас — измены и иллюзия идеальной жизни. Эсси и Бен — послеродовая депрессия у женщины и неустойчивая психика; Френ и Найджел — послеродовая депрессия у мужчины и перегорание. Всё их объединяет проблема материнства и отцовства. Итак, иллюзия идеальной жизни чётко прослеживается в сюжете. Как-то Эндж сказали: «Если ты будешь часто говорить себе, что жизнь прекрасна... так или иначе, так и будет». Сложная проблема, которая удачно показана в книге. Кто-то верит в то, что положительные установки и мысли материальны и помогают. И наоборот. Я тоже склонна этому верить, но порой кажется, что иллюзия идеальной жизни надевает на нас розовые очки, которые закрывают всю суть жизни. Мы верим нон-стоп, что жизнь прекрасна, при этом отрицаем проблемы, а потом удивляемся, откуда такой багаж тайн, проблем у людей. Жизнь Эндж показывает, насколько опасно закрывать глаза на ситуацию. Закрывая глаза, человек может потерять всё — семью и, самое главное, себя. Затем, как же опасно недооценивать послеродовую депрессию! Некоторые люди старшего поколения склонны считать, что всё это надумано (особенно так почему-то считают граждане бывшего СССР). Её история показано ярко и убедительно, то есть ей хотелось сопереживать, хотелось её утешить. Потеряв возможность воспитывать ребёнка так, как хотелось бы, из-за неустойчивого состояния, она обретает новый шанс при рождении Полли. Кроме того, перегорание явно ассоциируется с жизнью Френ и Найджела. Опасное явление, которое выбивает из колеи. Сложно предсказать, как долго это будет длиться. Порой даже не все хотят сами выбраться из этого состояния. В целом можно сказать, что конфликтные ситуации показаны хорошо и убедительно. Эти ситуации вызывают эмоции и чувства — а это самое главное. Когда поднятые вопросы и проблемы умело интегрированы в сюжет и жизнь персонажей, когда они умело раскрываются, то это всегда будет иметь обратную связь — дискуссию, эмоции и так далее.
⠀⠀⠀Четыре части и четыре крупные истории. Каждая семья имеет свои проблемы и своих скелетов в шкафу. Но почему-то у них почти общие проблемные ситуации — отношения с мужем/женой и детьми. У всех есть проблема с материнством и воспитанием. У всех есть влияние их родителей. Во всём замешаны серьёзные психологические проблемы и травмы, особенно проявляется послеродовая депрессия (не только у женщин, но и у мужчины). Это состояние, которое многие обесценивают/недооценивают в жизни женщины, показано отлично. Хотелось сопереживать семьям, которые угодили в ловушку, не знавших, как лучше поступить и как выбраться из этого.
⠀⠀⠀Поговорим о главном сюжетном повороте. Я не буду говорить имена и точные события, чтобы не перейти к спойлерам. В общем мне понравился сюжетный поворот, который даже смог удивить. Я всегда при чтении в электронном виде оставляю заметки, и у меня даже была пометка на этом месте — «what?!». Почему поворот смог удивить? Когда читаешь про все эти соседские тайны, в голове складывается определённая картина происходящего. Казалось бы, всё очевидно, автор постоянно подводит нас к этому. Ну вот, вот разгадка, здесь же всё предсказуемо, вот момент раскрытия тайны, и потом оказывается... что разгадка была примерно правильна, но вся суть — иная. В спойлерной вставке я покажу, что именно думала. Авторка умело использовала дополнительные вставки, которые были выделены курсивом. И это явный плюс книги для меня, потому что не каждая книга может удивить. Даже если само повествование порой казалось скучным, сюжетный поворот смог исправить ситуацию, вернув интерес и интригу. Вот поэтому я люблю такие повседневные проблемные истории в книгах. Кроме того, авторка действительно интересно и умело связала психологию с сюжетом. Явно чувствуется некий опыт за этим.
Я на протяжении всей книги оставляла заметки, чтобы потом облегчить себе процесс написала рецензии. И в них я отмечала, что «очевидно, Изабелль потеряла свою дочь». Так я думала до конца, пока не раскрылась тайна. Я думала, что вот момент истины, она скажет, что Ава, к примеру, — её дочь. А потом оказывается, что Эсси и Изабелль — сёстры. Порой приятно быть неправой.⠀⠀⠀Если говорить о Барбаре, которая тоже сыграет важную роль в сюжете книги, то этот персонаж и история показались too much. Логика мотивов и поведения ясна, спору нет. Но меня сбивает с толку другое. Слишком много серьёзных (!) психологических проблем у людей этого пригорода, которые сильно связаны между собой. Психология человека — многогранная вещь, которую можно растягивать во все стороны, и будет интересно. Но к этому надо подходить осторожно, так как можно переборщить. И как раз сложилось впечатление, будто в книге есть перебор с этим.
⠀⠀⠀У меня возникли вопросы при прочтении. Во-первых, эти семьи спокойно говорят о новой жительнице пригорода, зная все основные факты о ней, оценивают её ориентацию по виду и одежде, но удивляются, когда она что-то знает о них (например, Френ считала, что Изабелла будто допрашивает её, а потом Эсси удивляется, что Изабелль знает про имя её дочери). Получилась напуская интрига, которая только раздражала («Она ни разу не говорила Изабелль, что её дочь зовут Полли» — и на этом заканчивается глава). Во-вторых, когда Эсси пришла в гости к Изабелль, она её тут же встретила и сказала, что видела ту из окна. И Эсси спрашивает: «Прости, я тебя разбудила?». Либо Эсси топает как слон и орёт как сирена, либо неведомая вежливость, сплетённый с глупостью, либо недочёт. Я всё же ставлю на второе и третье вместе. В-третьих, у меня один вопрос: сравнили книгу с крупными успешными проектами, но почему-то забыли про две книги, которые могли бы тоже подойти. А именно «Женщина в окне» и «Женщина в поезде», потому что в данной книге явно есть и элемент этих двух сюжетов. В-четвёртых, мне кажется, что название «Семья по соседству» не совсем подходит к книге. специально посмотрела оригинальное название, которое звучит абсолютно так же («The Family Next Door»). Это название, по моему мнению, не передаёт всю суть книги. Как будто с таким названием книга просто теряется. Слишком скучное, слишком простое. Обложка тоже не отражает историю книги. После прочтения у меня явный диссонанс, когда смотрю на обложку и вспоминаю сюжет.
⠀⠀⠀Пройдусь по тем пунктам статьи, которые явно не соответствуют книге. Во-первых, критики сравнивают её с «Большой маленькой ложью» (БМЛ) и «Отчаянными домохозяйками» (ОД). Основное сходство (и последнее, на мой взгляд) в том, что сюжет посвящён четырём женщинам в небольшом пригороде, и при переезде одной из них начинают раскрываться семейные тайны и секреты. Ни атмосферы БМЛ, ни духа ОД тут совершенно нет. Мне даже показалось святотатством сравнивать ОД с этой книгой, потому что почти ничего общего тут нет. Несмотря на то что авторка делает отсылку на Вистерия-Лэйн со своим Плезант-Кортом, это не делает столь похожим на ОД. ОД имеет свои прелести, которые сложно сравнить с этой книгой. Во-вторых, «манящая атмосфера маленького уютного городка». У меня сложилось впечатление, что критики/составители статьи в оригинале внимательно не читали книгу. Да, показан около-идеальный пригород, но... атмосфера описанного пригорода — слабая. В остальном можно согласиться, потому что авторка явно уделила большое внимание браку и его законам, отношениям между мужчиной и женщиной, семейным конфликтам, которые оставляют след на личности человека, материнству и воспитанию детей. В целом можно сказать, что статья соответствует книге, но не во всём. Мир познаётся в сравнении, но порой это помогает выделить большие минусы и отрицательные стороны (говорю именно про манящую атмосферу в сравнении).
⠀⠀⠀Какие плюсы и минусы я могу выделить в книге? Плюсы: сюжетный поворот — неожиданный и удивительный, хоть и простой; умелая интеграция насущных проблем и тем в сюжет (особенно, проблема материнства в жизни семьи); персонажи — отличные образы с проблемами, которые хочется сопереживать; читается быстро и легко, стиль авторки простой. Минусы: название и обложка, которые не выражают суть сюжета; излишняя повторяемость (психологические проблемы у множества людей, которые связаны); некоторые сюжетные огрехи (любопытство жителей пригорода по отношению к Изабелль и враждебность к ней при её любопытстве); напускная интрига, которая в тех или иных местах не нужна.
⠀⠀⠀Завышенные ожидания почти всегда приводят к усиленной критике и постоянным придиркам. В целом книга нравится тем, что были подняты важные темы, которые вызывают дискуссию и эмоции — а это самое главное. Интеграция тем в сюжет и персонажей сделана на отлично. Но огрехи в сюжете и книге (напускная интрига, диссонанс из-за обложки и названия, чрезмерные конфликты, излишняя психологическая нагрузка с историями людей и так далее) всё же влияют на впечатление. Кроме того, мне не хватило атмосферы в книге: да, есть интересный сюжетный поворот и есть персонажи, за которыми хочется следить, — но сама картина, сам дух Плезант-корт, как мне кажется, не были переданы. Точнее переданы недостоверно. Как бы сказал Станиславский, не верю. Стоит ли читать эту книгу? Книга не идеальная, тут есть проблемы, но вам могут понравиться темы, которые тут подняты. Плюс интересный сюжетный поворот.50788