Рецензия на книгу
Звездная пыль
Нил Гейман
MarinaKoroljova30 декабря 2020 г.Есть что-то такое, что существенно отличает детские сказки от взрослых. И да, эти взрослые сказки не из той серии, где рейтинг может быть 18+, а контент соответствует литературному уровню маркиза де Сада.
Давным-давно я смотрела фильм, он назывался «Звездная пыль». По правде, тогда он показался мне довольно мрачным, и у меня ни разу не возникло желания прочитать книгу, по которой он был снят. Хотя я и о существовании-то этой книги узнала спустя много лет. Но все же настал момент, когда я решила прочитать ее. Не из желания сравнить, а потому что взрослые сказки — они всегда особенные.
Итак, с магическим реализмом я уже знакома. Рассказы Геймана я читала. И моя любимая взрослая сказка - «Принцесса-невеста». Почему бы и да?
Впрочем, на поверку «Звездная пыль» так же похожа на «Принцессу-невесту», как корги по имени Генри похож кинговского Куджо.
Сказка получилась необычной, это факт. И если взглянуть назад и припомнить все прочитанное, то можно найти там не одну и не две житейские мудрости о том, что у каждого есть свое место в этом мире, и что не стоит спешить с выводами, и что даже чрезмерная осторожность не всегда может уберечь от опасности... Простота, наряженная в присыпанную золотисто-серебряной пыльцой красочную обертку — вот что такое «Звездная пыль». Это не просто путешествие в поисках Мечты сердца, кем бы ни был тот загадочный господин в мягкой шелковой шляпе, это поиск самого себя и истины, которая на самом деле находится глубоко внутри тебя и просто ждет момента, когда ты найдешь в себе силы и храбрость извлечь ее наружу.
Мягкий британский юмор, только без присущих Пратчетту, Ффорде или Голдингу сарказма и иронии, плавное течение сюжета, простые и естественные мысли и желания персонажей... и конечно, тесное сплетение волшебной сказки и суровой действительности вроде перерезанных глоток, обезглавленных единорогов и поджога с целью хладнокровного убийства. В этом заключается своего рода темная ирония, и тем удивительнее для меня была финальная сцена с колдуньей. По правде, я все ждала подвоха, но... видимо, и в этом есть свой особый шарм, а также простота и естественность.Если говорить о персонажах, то все они в определенной мере раскрыты. У каждого есть свой характер и нельзя сказать о ком-то из них: «Он раскрыт хорошо, а вот этот ни рыба ни мясо». Хотя, конечно, о некоторых хотелось бы узнать побольше, например, о том лохматом человечке или о том же господине в шелковой шляпой. Но даже при том, что за персонажами в принципе интересно наблюдать, об их приключениях интересно читать и с их мыслями можно соглашаться, а можно и не соглашаться, но при всем при этом лично у меня не возникало желания с ними познакомиться. Или ощущения какой-то близости. В некоторых книгах ты читаешь о героях и хочешь, пусть даже мысленно, но обратиться к ним. Здесь же ты вежливо сохраняешь дистанцию, потому что герои остаются всего лишь чужаками. Как соседи по купе, которые выйдут на следующей остановке и, вполне вероятно, что ты их больше никогда не увидишь.
Примерно так же, как Тристран и Ивэйн попрощались с капитаном Йоханнесом Альбериком и рыжей Мэггот.Однако если обобщить впечатление от прочитанного и сказать, что именно я почувствовала, когда дочитала книгу до самого-самого победного финала, то... легкая грусть? Чувство неловкости? Ощущение того, что иногда легкая недосказанность лучше выставленной на попа завершенности? Да, все расставленные над «i» точки стали для меня своего рода приземлением. И хотя сравнение с «небесами» для этой сказки все же слишком радужное, однако то, что нас очевидно опустили на «грешную землю» - вот тут не прикопаешься. Наверное, в этом и заключается основное отличие детской сказки от взрослой. Когда суровая реальность вторгается в сказочную действительность и волшебство сменяется рутиной. Хотя если бы к Тристрану в конце пришел пратчеттовский Смерть — такому повороту событий я бы только порадовалась. Но вот о чем-о чем, а о встрече колдуньи со своими сестрами после провала ее миссии я бы почитала. Это та линия, которая была действительно интересна.
Что касается финального рассказа, который должен был стать прологом к другой книге, однако с той же тематикой... я не поняла его назначения. Кто такая Дженни Кертон и почему ее должен ждать мистер Бромион? Кто такой этот мистер Бромион? Я не читала «Американских богов» и поэтому не знаю, как она связана с их вселенной. Возможно, когда-нибудь я решу прочитать и эту знаковую книгу Геймана, и узнаю ответы на некоторые свои вопросы, а возможно, увижу кого-нибудь из уже знакомых мне персонажей.
Пока же я остановлюсь на этом. Закрыв последнюю страницу «Звездной пыли», я чувствую, что как и Тристран, расстаюсь с Застеньем. Вернусь ли я туда снова? Вряд ли. Впрочем, всемогущее Время обязательно ответит на этот вопрос.4375