Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Аут

Нацуо Кирино

  • Аватар пользователя
    Аноним23 июля 2012 г.

    Все-таки, несмотря на явно проглядывающие экзистенциальные параллели с классическим произведением Достоевского, японский «Аут» уступает ему во всем. И дело даже не в разнице менталитетов. Хотя, возможно и в нем, если именно это явилось главной мотивирующей силой для персонажей. Но, притом, что в обоих романах есть явные схожести (сильно нуждающиеся в деньгах люди, вынужденные идти на жуткие вещи ради того, чтобы заработать на жизнь), в японском варианте начисто отсутствует даже тень морально-этической дилеммы, преодоления психологического барьера как испытания, экзистенциального поиска своего предназначения.

    По большей части «Аут» напоминает газетные криминальные сводки, немного облагороженные литературным языком. Сухое, отстраненное перечисление деталей, представлять которые вряд ли стоит, и, возможно, автор принял верное решение, когда не стал уделять особо много внимания кровавым подробностям, но и того, что он описал, хватает, чтобы содрогнуться от хирургически циничного самообладания, с которым творится происходящее. События, разворачивающиеся изначально совершенно банально, по-бытовому обыденно, разгоняются до абсолютного кошмара, наполненного сюрреалистическим туманом. Не отпускает ощущение того, что разыгрывается пьеса, достойная подмостков театра абсурда, настолько все лишено логики и малейших признаков осмысленности. Но при этом, где-то на заднем плане, не отпускает леденящая душу уверенность в реальности случившегося, в возможности такого в принципе.

    Самое ужасное, что повествование, абсолютно лишенное эмоциональной окраски, затягивает как в болото. Тяжело оторваться, хотя все происходящие вызывает только чувство омерзения. Словно смотришь бесконечный канал нтв. Вопрос свободы, затрагиваемый в сюжете, выглядит притянутым за уши, поскольку кажется неуместным во всей этой кровавой бане. Познать свободу через смерть, особенно чужую - довольно сомнительный прием, не дающий постоянного результата и превращающий своего приверженца в зависимого маньяка-убийцу. В остальном, поиски свободы тесно связаны с материальной независимостью, что противоречит самому принципу свободы как таковой.

    Для ощущения свободы характерно отсутствие каких-либо привязанностей, тем более материальных, а все герои нарочито демонстрируют обратное. От патологической тяги к деньгам, до не менее патологической тяги к насилию. Ни о какой свободе или хотя бы приближении к ее познанию здесь и речи быть не может. Все поставлено с ног на голову, все вывернуто на изнанку, все больное, извращенное и отвратительное. А главное, что никого не жалко. Ни единого, вызывающего сочувствие, персонажа. Убогий мир на задворках самого страшного ночного кошмара. Люди, выбравшие для себя самую худшую жизнь из возможных. Полное нравственное и личностное падение и моральное разложение. Столько концентрированного омерзения сложно найти в одном произведении. «Аут», как те готовые завтраки, которые собирали герои книги на фабрике, предлагает только разогреть открыть и начать читать, чтобы оказаться в кошмаре, в котором живут японские маргиналы из данного романа.

    12
    46