Рецензия на книгу
У меня нет рта, а я хочу кричать
Харлан Эллисон
Аноним26 декабря 2020 г.Мне не очень понравилась претенциозность этого рассказа, хотя подозреваю, что ее создал не сам текст, а пространная сопроводительная статья автора в два раза больше самого рассказа. Которая, опять таки, появилась здесь не по его желанию, а по капризу составителя.
Про сюжет говорить особо нечего: приобретший сознание суперкомпьютер тронулся умом и издевается над последней пятеркой выживших людей. Какое-то количество библейских аллюзий позволило некогда навести вокруг этого философии, но я лучше поговорю о структуре.
По заявлению автора тексты он пишет без конкретного плана, по наитию. Это создает определенный эффект. Компонентная структура напоминает сухую ветку. Отдельные элементы повествования никуда не ведут и ничего не значат. Огромная птица под северным полюсом? - Просто так. Поддельный труп одного из персонажей? - Просто так. Да там даже один из этих пятерых - просто так, мы знаем про него только то, что ничего не знаем. Сюжета - как последовательности действий - на самом деле нет. Части рассказа можно переставлять друг относительно друга в произвольном порядке (кроме финала) и ничего не изменится, попробуйте.
Я, кстати, не хочу сказать, что все вышеуказанное плохо. Нет. Это художественные особенности, которые тоже имеют право быть. Но как всякие художественные особенности они должны бы усиливать или оттенять другие компоненты произведения, а тут я этого не вижу. Возможно, это должно было подчеркивать вневременность происходящего. Но с этим возникает другая проблема: финальный прорыв сюжета - спонтанен. Он имеет причины, но не имеет повода. Отсюда возникает вопрос: почему убийство происходит именно сейчас, а не в один из других дней действа, волей автора затянутого на 109 лет? Автор не показывает количественных накоплений, приводящих к качественному прорыву в кульминации истории.
Подозреваю, что указанные вневременность, внесюжетность и непсихологичность и стали причиной, по которой рассказ стал рассматриваться в символико-аллегорическом ключе, опираясь на рассыпанные религиозные намеки. Но это уже совсем другая история.
82,5K