Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    la_bionda23 июля 2012 г.

    На днях из-за неудачи решила побаловать себя книгой. Так и появился у меня очередной томик Ремарка. Объемный, что приятно.
    Драма. В духе Ремарка. И опять полное попадание, «в духе того времени». Опять эмигранты, «жизнь взаймы» и надежда на лучшее. В данном случае этого «лучшего» мы не увидим.
    1939 год, мир в преддверии Второй Мировой Войны. Роман превосходно передаёт предвоенные настроения Европы.


    Мы живем в век консервов. (…) Нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжевано и даже пережито. Консервы! Остается только открывать банки. Доставка на дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски.

    Посмотри что с нами стало? Насколько мне известно, только у древних богов были боги вина и веселья — Вакх и Дионис. А у нас вместо них — Фрейд, комплекс неполноценности и психоанализ боязнь громких слов в любви и склонность к громким словам в политике. Скучная мы порода, не правда ли?

    И среди всего этого маленький мир двух людей: Равика, человека с кровавым прошлым и больной душой, и Жоан, непонятно почему изображенной страдалицей. Один – циник и одиночка. Камень, растопленный любовью. Другая – довольно ветреная особа, не определившаяся в жизни, но всецело отдающая себя моменту.


    Она откинула голову и начала пить. Ее волосы упали на плечи, и казалось, в этот миг для нее ничего, кроме кальвадоса, не существует. Равик уже раньше заметил - она всецело отдавалась тому, что делала в данную минуту. У него мелькнула смутная догадка: в этом есть не только своя прелесть, но и какая-то опасность. Она была само упоение, когда пила; сама любовь, когда любила; само отчаяние, когда отчаивалась, и само забвение, когда забывала.

    Призраки прошлого не оставляют.


    Теперь же книги превратились для него в своего рода оборонительный вал, и хотя реальной защиты они не давали, в них всё же можно было найти какую-то опору. Они не особенно помогал жить, но спасали от отчаяния в эпоху, когда мир неудержимо катился в непроглядную тьму мрачной пропасти. Они не давали отчаиваться, и этого было достаточно.

    Начало книги было искусственно драматичным.


    Настоящая трагедия должна быть короткой.

    Непонятные отношения, странная любовь…


    У того, кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище – взволнованное сердце другого человека.

    Мы! Какое необычное слово! Самое таинственное на свете.

    А потом,


    Слишком поздно. Ничего нельзя вернуть. Ничто не возвращается. Так же, как не возвращается прожитое мгновение.

    Конец романа не менее трагичен.

    Однако,


    Человек может многое выдержать.

    Поражает яркость и колоритность дополнительных персонажей: таковы, например, Борис Морозов, мальчик Жанно, Кэт Хэгстрем. Но, вообще, Триумфальная арка – один из тех романов, где главной сюжетной линией является не любовная линия, а переживания героев.
    Многие сравнивают Триумфальную арку с романом Три товарища, признавая, что первое - самое яркое произведение Ремарка. Однако для меня самым любимым и прекрасным произведением у Ремарка так и остается Три товарища.
    Проживаешь каждый миг, прочувствуешь каждое слово вместе с героями. И понимаешь, что это действительно «мой» автор. В каждой книге Ремарка можно найти себя. Ему веришь и им восхищаешься.

    10
    33