Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
la_bionda23 июля 2012 г.На днях из-за неудачи решила побаловать себя книгой. Так и появился у меня очередной томик Ремарка. Объемный, что приятно.
Драма. В духе Ремарка. И опять полное попадание, «в духе того времени». Опять эмигранты, «жизнь взаймы» и надежда на лучшее. В данном случае этого «лучшего» мы не увидим.
1939 год, мир в преддверии Второй Мировой Войны. Роман превосходно передаёт предвоенные настроения Европы.
Мы живем в век консервов. (…) Нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжевано и даже пережито. Консервы! Остается только открывать банки. Доставка на дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски.
Посмотри что с нами стало? Насколько мне известно, только у древних богов были боги вина и веселья — Вакх и Дионис. А у нас вместо них — Фрейд, комплекс неполноценности и психоанализ боязнь громких слов в любви и склонность к громким словам в политике. Скучная мы порода, не правда ли?И среди всего этого маленький мир двух людей: Равика, человека с кровавым прошлым и больной душой, и Жоан, непонятно почему изображенной страдалицей. Один – циник и одиночка. Камень, растопленный любовью. Другая – довольно ветреная особа, не определившаяся в жизни, но всецело отдающая себя моменту.
Она откинула голову и начала пить. Ее волосы упали на плечи, и казалось, в этот миг для нее ничего, кроме кальвадоса, не существует. Равик уже раньше заметил - она всецело отдавалась тому, что делала в данную минуту. У него мелькнула смутная догадка: в этом есть не только своя прелесть, но и какая-то опасность. Она была само упоение, когда пила; сама любовь, когда любила; само отчаяние, когда отчаивалась, и само забвение, когда забывала.Призраки прошлого не оставляют.
Теперь же книги превратились для него в своего рода оборонительный вал, и хотя реальной защиты они не давали, в них всё же можно было найти какую-то опору. Они не особенно помогал жить, но спасали от отчаяния в эпоху, когда мир неудержимо катился в непроглядную тьму мрачной пропасти. Они не давали отчаиваться, и этого было достаточно.Начало книги было искусственно драматичным.
Настоящая трагедия должна быть короткой.Непонятные отношения, странная любовь…
У того, кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище – взволнованное сердце другого человека.
Мы! Какое необычное слово! Самое таинственное на свете.А потом,
Слишком поздно. Ничего нельзя вернуть. Ничто не возвращается. Так же, как не возвращается прожитое мгновение.Конец романа не менее трагичен.
Однако,
Человек может многое выдержать.Поражает яркость и колоритность дополнительных персонажей: таковы, например, Борис Морозов, мальчик Жанно, Кэт Хэгстрем. Но, вообще, Триумфальная арка – один из тех романов, где главной сюжетной линией является не любовная линия, а переживания героев.
Многие сравнивают Триумфальную арку с романом Три товарища, признавая, что первое - самое яркое произведение Ремарка. Однако для меня самым любимым и прекрасным произведением у Ремарка так и остается Три товарища.
Проживаешь каждый миг, прочувствуешь каждое слово вместе с героями. И понимаешь, что это действительно «мой» автор. В каждой книге Ремарка можно найти себя. Ему веришь и им восхищаешься.1033