Рецензия на книгу
Рилла из Инглсайда
Люси Мод Монтгомери
Аноним23 июля 2012 г.Чудесная книга, прекрасное продолжение цикла об Энн Ширли. Одно только жаль: самой Энн в ней так мало, увы. Но Рилла, младшая дочь, не менее интересный персонаж, а её взросление, пришедшееся на такие суровые годы, описано великолепно.
О событиях Первой мировой войны я знаю очень мало и уж точно никогда не рассматривала их с точки зрения тех, кто живёт за океаном. Мне и в голову не приходило раньше, как много значила эта война для Канады, которая вроде бы и не была вовлечена в неё вовсе. Также невероятно интересно было находить ремарки о событиях в России тех лет. Иногда полезно задумываться о том, что ты живёшь не в центре мира. Изнутри многие события кажутся такими значительными, внушительными, продолжительными. А то, что происходит в других странах, воспринимается лишь как строчка новостей. Но ведь в то же время в этих самых других странах наши события представляются всего лишь незначительными деталями.
Роману почти сто лет, и очень странно читать о некоторых рассуждениях. В воспитании детей - и вообще в отношении к маленьким детям - за минувший век произошли всё-таки разительные перемены. Это важно - читать и осознавать такие вещи. Погружаясь в будничный водоворот и зацикливаясь на проблемах, мы часто забываем о том, какие радости приносит нам наша собственная эпоха. И хотя существует огромное число семей, в которых отношение к детям по-прежнему оставляет желать много лучшего, уже очень большая часть родителей задумывается не только о жизненных потребностях и гигиене (ещё век назад и это, кстати, было роскошью!), но и о душе ребёнка с самых ранних его лет. Конечно, в романе малыш Джимс вырастает прекрасным мальчиком (как же ещё могло быть в романе такого рода!), но если взять похожую реальную ситуацию, в которой малыш растёт многие месяцы по сути без любви (Рилла сама на страницах книги не раз признаётся, что совсем не сразу полюбила ребёнка), а затем его вдруг передают из семьи в семью, разрушая весь его мирок, то проблем там будет - не оберёшься. В книге же об этом ни слова - предполагается, что ребёнок с радостью перейдёт к отцу и его новой жене.
Интересно и отношение Монтгомери и её героев к Богу. Я не религиозна и не очень люблю многословные рассуждения о религии в романах, но образ мыслей героев этого романа и всей серии мне очень импонирует. Одно только очень сильно покоробило - сцена с утоплением котёнка. Невероятно, но ведь автор никак не осуждает ни поступок мальчика, ни отношение взрослых к этому поступку! И это ещё раз доказывает, что люди достаточно сильно изменились за это столетие. Плохо, когда животные ставятся выше людей (и взрослые по-своему правы, пеняя мальчику за то, что он благодарит Бога за спасение своего котёнка), но ценна всякая жизнь и подобные бессмысленные жертвы не должны происходить.
Очень интересно и отношение героев романа к пацифизму. В чём-то я могу их понять - герой, проповедующий пацифизм, подозревается и в прогерманских настроениях, а это уже большой грех для канадца. Но вслух он ведь не ратует за победу Германии, а говорит о бессмысленности войн такого масштаба, о том, что главное - как можно быстрее прекратить войну и все страдания, связанные с ней. Тем не менее его подвергают позору, всеобщему презрению.
И конечно, любовь. Сейчас такая любовь уже не модна, не "в тренде". И пожалуй, вряд ли она существовала и сто лет назад в таком вот виде. Это всё-таки идеализированный её образ, наверняка реальные люди того времени жили и любили как-то попроще. Но как же трогательно и прекрасно она описана! Это нужно читать, об этом нужно думать. Мальчикам и девочкам, которые слишком рано интересуются тем, что у кого в штанах, очень не хватает вот этой идеализированности - чистоты, верности, соблюдения обязательств друг перед другом.
С огромным удивлением я узнала, что роман "Рилла из Инглсайда" написан раньше, чем "Энн из Инглсайда", хотя его действие разворачивается на 15 лет позже. Никогда бы не подумала - по стилю романы очень удачно следуют друг за другом, нет ощущения, что "Энн из Инглсайда" является неким "инородным телом", воткнутым в серию только ради количества.
16344