Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним23 июля 2012 г.Надо сказать, что Теккерей настолько поразил мое скромное читательское воображение мастерством слога, масштабностью повествования и тонким юмором, щедро рассыпанным по страницам этого поистине блестящего произведения, что я устыдилась того, что до сих пор ничего у этого автора не читала. «Ярмарка тщеславия» явилась для меня открытием.
Бесконечная ирония в бытописании человеческих нравов – вот что, пожалуй, понравилось мне в романе больше всего. Жадность, зависть, лицемерие – все эти пороки поданы автором мягко, «по-домашнему», и от этого они выглядят настолько реалистично, что становится жутко. Частенько автор аппелирует к читателю, как будто говоря: «А вы сами, милый друг, не без греха?» Теккерей не изобличает, не ловит на месте преступления и не призывает на головы своих персонажей небесную кару – жизнь все равно расставит все по своим местам. Он не прокрадывается на цыпочках в прелестную квартирку Бекки Шарп (за которую она в очередной раз не заплатила, но это ничего страшного, со всяким бывает), чтобы застать там лорда Стайна или еще какого-нибудь не менее важного сановника, а потом заклеймить Бекки Шарп как падшую женщину – потому что ее заклеймят и без него. Он не так уж сильно осуждает Джорджа Осборна, когда этот самовлюбленный нарцисс покупает себе новую булавку для галстука вместо того, чтобы сделать подарок невесте. Как можно было удержаться, ведь булавка так хороша! Этим приемом автор провоцирует читателя на то, чтобы давать собственные оценки героям. А это, согласитесь, вдвойне полезнее.
Роман невероятно уютный и даже жизнелюбивый. Теккерей с удовольствием описывает жизнь всех этих людей и людишек Англии первой половины XIX века, он со знанием дела толкается в раззолоченных бальных залах знатных лордов и важно отдает визиты в домах добропорядочных семейств биржевых маклеров или вчерашних торговцев черносливом. Он любит людей, но не идеализирует их. Помимо главных его персонажей – нескольких особенно тщательно раскрашенных кукол – в его запасе есть куколки поменьше – это бесчисленные графы и графини, мистеры и миссис, а также мисс (есть среди них и читатель), у которых нет реплик и даже, бывает, нет имен, но они составляют разноголосую толпу, ту самую ярмарку, о которой пишет автор. Тщетные ожидания и надежды, преходящая слава и суета сует – вот что занимет эту шумящую толпу. Так было и так будет. Но прочитав «Ярмарку тщеславия», впору задержаться на минуту и подумать – и это все, чем мы живем?
Кстати, экранизации «Ярмарки тщеславия» грешат тем, что не обращают внимания на эту людскую массу как шумный и блестящий фон, служащий задником для действий главных персонажей. Фильмы лишь описывают события в жизни героев в хронологическом (иногда и не совсем) порядке. От этого впечатление смазывается. Роман-то не столько о личности (тем более о личности, преодолевающей обстоятельства – как на первый взгляд может показаться в истории с Бекки Шарп), сколько об устройстве человеческого общества. И вряд ли он когда-нибудь устареет.
1175