Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Братья Карамазовы

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним25 декабря 2020 г.

    Бытует в народе мнение, что про произведения классиков можно говорить либо с восторгом, восхваляя гений, либо никак, ибо не дорос ты ещё и ничего не понял, раз не воспеваешь сии творения. Я с этим мнением в корне не согласна.
    Как ты не крути, но всё-таки есть темы, которые со временем теряют свою актуальность, люди разных поколений, не то что столетий, сильно различаются между собой, и их сердца волнуют уже совершенно другие проблемы, да и вечные политические, религиозные и социальные конфликты также приобретают другой окрас. Но пора перейти к впечатлениям и мыслям о "Братьях Карамазовых". Ниже будет изложено моё личное мнение, с которым, возможно, некоторые согласятся.

    Безумно приятен язык Достоевского: само написание, изложение мыслей, игра словами. Заметила, что многим тяжело читать его произведения, но для меня дело обстоит наоборот. Роман читается легко, интересно, мысли и идеи автор передаёт понятно и доступно.

    В передаче идей и собственной философии и кроется для меня первый недостаток, если можно так выразиться, романа. Очень прямо, категорично, в лоб выражает автор своё мировоззрение. Есть только один верный путь - придём же все вместе к христианскому Богу через страдание! Подобный мотив уже был в "ПиН", но в "БК" он доведён до своего пика.
    Своё отношение к атеизму (который изображен не очень-то реалистично, но допустим, что больше ста лет назад всё было именно так), социализму и либерализму Достоевский весьма красноречиво демонстрирует и через слова рассказчика, и через судьбу персонажей, которые разделяют идеи этих течений.
    Мне же идеология Достоевского не то что чужда - я в корне с ней не согласна, что повлияло на моё впечатление от романа.

    Также очень много религии в романе. Очень много. Религию, как таковую, я отрицаю, так что религиозные эпизоды, рассуждения о Боге, рае, грехах, искупления грехов и т.д. читать было тяжело. Зато получилось сделать гимнастику для глаз, ибо они упорно закатывались то в одну, то в другую сторону. Это опять таки личное впечатление, людям религиозным, наверное, будут любопытны мысли Достоевского.

    Перейду к персонажам романа. Герои гипертрофированы: каждая черта характера доведена до пика, любое событие переживается в накале страстей, душевные волнения обязательно перетекают в истерику/болезнь/слёзы/самоубийства/драки и т.д. Сначала я подумала, что вероятно это особенность того времени и описываемого слоя общества (нечем людям было заняться, кроме страданий и самоистязаний), но после прочтения бегло ознакомилась с мнениями различных критиков и литературоведов и узнала, что "характеры персонажей романа и современникам писателя казались «исключительными, нарочито взвинченными и неправдоподобными».". Значит, дело вовсе не в историческом периоде, а в задумке автора? Выскажу предположение, что посредством крайностей в характерах и действиях героев, автор в очередной раз хотел сделать акцент на верности своей философии и собственном понимании религии, так сказать, через контраст между персонажами.

    Про братьев было многое написано и до меня, так что на них заострять внимание не буду. Скажу лишь, что Дмитрий, на мой взгляд, получился наиболее настоящим из всех братьев, его психологический портрет Достоевский изобразил мастерски; мысли Ивана были наиболее близки мне, хотя нельзя сказать, что я полностью их разделяю, печально, что к концу романа они привели его к сумасшествию (опять таки автор буквально говорит читателю: "Вот до чего доводит безбожие!"); Алёша же получился слишком идеализированным на фоне других героев: все-то его любят от мала до велика, только ему могут открыть свою душу, лишь он чист душой. Меня немного насмешило то, как Алёшу постоянно куда-то посылают: сходи к тому-то, передай это, потом вернись и расскажи, как прошло. Не знаю, почему это так бросилось в глаза.

    Немного обидно за женских персонажей. Они либо глупы и легкомысленны, либо жестоки и лицемерны. Порой всё вместе. Но мне очень понравилось, какой Достоевский создал Катерину Ивановну. Точный и яркий получился психологический портрет, и по сей день существует этот тип людей, любящих лишь себя и свою жертву, "спасателей" по треугольнику Карпмана.

    Пару слов о детективной составляющей. Невооружённым глазом видно, что она в романе не важна, с самого начала понятно, что Дмитрий не виновен, об этом прямо и косвенно читателю сообщает рассказчик. Тут мне хотелось бы сделать акцент непосредственно на судебном процессе, а именно на речах прокурора и защитника. Честно говоря, в начале я ожидала противопоставления фактов, а получила защиту и обвинение, базирующиееся исключительно на домыслах и различных интерпритациях известных событий, приправленные философскими размышлениями об отцах и детях, Боге и русском народе. Сначала подобный подход слегка разочаровал, а затем наоборот. Очень понравилась речь защитника, его "психология о двух концах", ибо эта мысль приходила мне множество раз ещё во время чтения непосредственно расследования.
    Да и потом уже понимаешь, что и преступление, и процесс суда, и решение присяжных - всё это нужно опять таки для раскрытия основных аспектов мировоззрения автора.

    Отдельно выскажусь про так называемые "детские главы" в романе. Очень они тронули мою душу, особенно сцена примирения Коли Красоткина и Илюши. Искренне, честно и по-доброму был передан этот эпизод, даже слёз сдержать не смогла.

    Подведу собственные итоги. Мной "Братья Карамазовы" воспринимаются в большей степени, как роман, основной целью которого является передать взгляды Достоевкого на жизнь в целом, на мораль, а особенно на религию и значение Бога в жизни людей.
    Да, в романе присутствуют и мастерки переданные психологические портреты некоторых типов людей, весьма трогательные эпизоды, а также сцены вызывающие интерес и негодование, всё это написано потрясающим языком. Поднято большое число проблем, часть из которых актуальны и по сей день.
    Но как я уже сказала, сердце романа - это идеология автора, которую я не разделяю. Воспевание страдания, причем в том числе и незаслуженного, а порой и созданного из ничего, приход к религии и Богу, а значит и к истине через это страдание, а также сама идея того, что без религии "всё дозволено", и без религии люди тут же бросятся грабить, убивать и т.д. не находит отклика ни в моей душе, ни в разуме.
    Посему "Братьям Карамазовым" ставлю нейтральную оценку.

    14
    902